Ольга Винникова
Теоретические и методические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы все чаще говорится о физическом состоянии организма не только как о отвлеченны социальный феномен, но и как о свойстве личности. В системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты воздействия на его умственное развитие и расширение познавательной информативности, совершенствования чувств и социального поведения, нравственности и духовности.
Решение вопроса физического совершенствования и укрепления здоровья детей эффективно происходит путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка в разные возрастные периоды.
Публикация «Теоретические и методические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании детей» размещена в разделах
Действующая правовая база системы школьного физического воспитания заключается в формирования двигательной совокупности человека, которая проявляется в овладения двигательными умениями и навыками для достижения определенного результата в беге, прыжка, метание. Однако за этим результатом не видно уровня развития личности школьника с его интересами, потребностями, стремления. В процессе физического воспитания не учитывается, что показатели силы, выносливости, ловкости - это только внешняя сторона, не всегда обусловлен внутренним психофизическом состоянием ребенка.
Между тем, физическое развитие и здоровье ребенка необходимо рассматривать во взаимосвязи с интеллектуальной и социальной активностью, формированием его личности и индивидуальности.
Проблема роста и развития детей, их оздоровления, создания условий для рационального режима дня, правильного соотношения физических и умственных нагрузок реально осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.
Главные ценности личностно-ориентированного воспитания - ребенок, его физическое и общечеловеческая культура. Отсюда вытекает положение о сущности физического воспитания как деятельности, сохраняет и физически развивает ребенка, стимулирует его индивидуальное разностороннее совершенствования.
Цель личностно-ориентированного воспитания - не сформировать, а найти, поддержать, развить индивидуальность, воспитать механизмы самореализации, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности и ее взаимодействия с другими личностями, с природой, культурой, цивилизацией.
Этот подход опирается, прежде всего, на раскрытие интересов самой личности ребенка, необходимости помочь ему как индивидууму раскрыть свой потенциал, внутренние резервы здоровья и физического состояния. Кроме того, такой подход позволяет каждому ребенку самовыразиться, быть замеченным, признанной.
Личностно-ориентированный процесс строитсЯ не только на учете индивидуальных особенностей воспитанников, а, прежде всего, на последовательном отношении к ним в процессе обучения и воспитания как к личностям, как к ответственным и сознательным субъектов деятельности. "Не видя в ребенке чего-то ценного и интересного, присущего только ей, педагог, по сути, не может воспитывать эту личность, поскольку в этом случае у него фотоаппарата точки опоры для человеческого контакта со своим питомце", - пишет И. С. Кон.
Воспитательные ситуации, Которые создаются в рамках личностно-ориентированного физического воспитания, Должны обеспечить развитие такого уровня сознания, Который бы побуждал ребенка к самопознанию физического состояния и физической самоактивности с тем, Чтобы стать творцом собственного духовно богатой, здоровой жизни. А это значит, что надо культивировать ситуации, в которых отношения с детьми как в педагогов, так и у родителей строятся на учете не только их достоинства и права быть личностью, но и возможностей.
Личностно-ориентированное физическое воспитание детей должно осуществляться в двух направлениях.
Первый - это преимущественно социализация личности, которая учитывает, в первую очередь, потребности государства и направлена на максимальную физическую адаптацию ребенка в обществе.
Второй - направлен на максимальное раскрытие личностных физических способностей и задатков ребенка с учетом индивидуальных особенностей роста и развития, основных интересов к определенными видам спорта и физических нагрузок, уровень психофизиологическому и двигательных возможностей организма.
Разнообразие содержания занятий личностно-ориентированной физической культурой дает возможность педагогу целенаправленно управлять процессом овладения детьми знаниями, умениями и навыками, то есть процессом их самосовершенствования. Именно физическая культура передается через навыки, умения, знания, а усваивается через содержание. Качественные характеристики знаний, умений и навыков - один из критериев личностного развития ребенка.
Установлено:
- Существенным фактором задач физического воспитания является формирование общей культуры, нравственности и навыков межличностно общения;
- Одностороннее формирование только физических качеств отрицательно влияет на совершенствование личности;
- Формирование личностно-ориентированной физической культуры должно осуществляться в пределах содержательного, информационного и деятельностного подходов.
Важно не только то, что дети знают о значимости физических упражнений, основы гигиены, питание Согласно здорового образа жизни, но и их способность к систематическом и качественного выполнения и использования их в своей жизнедеятельности. Знания, умения и навыки - это, по Сократу, "поиск самого себя в мире".
Обязательным минимумом содержания образования по основам здорового образа жизни для старших дошкольников должен быть перечень таких обязательных знаний:
1. О пользе закаливающих процедур, физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья и улучшения физического роста и развития организма.
2. Значение гигиенического ухода за руками, лицом, своим телом, культуры питания.
3. Название основных частей тела.
4. Правила поведения в воде, в лесу, поле, профилактика несчастных случаев, отравлений вредными грибами, ягодами, растениями.
5. Представление об этике поведения со своими сверстниками и взрослыми вообще и во время выполнения физических упражнений и подвижных игр.
Необходимо учитывать, что психолого-педагогические моменты развития в воспитании влияют через предмет деятельности. Основой может быть подход, при котором физическое развитие и формирование здоровья ребенка является не только целью, но и одновременно процессом и результатом целенаправленного взаимодействия педагогов, родителей и детей, т. е. воспитателей и воспитанников.