Елена Великосельская
Теоретические аспекты организации изобразительной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты организации изобразительной деятельности детей
Поиск объяснения природы творчества, творческих способностей, одарённости способствовал появлению базовых концепций и даже созданию научных школ.
Среди многочисленных современных исследований можно выделить фундаментальные работы Д. Б. Богоявленской (концепция одарённости, В. Н. Дружинина (психология общих способностей, Н. С. Лейтеса (возрастная одарённость, О. А. Соломенниковой.
Публикация «Теоретические аспекты организации изобразительной деятельности детей» размещена в разделах
В настоящее время сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения развития творческих способностей дошкольников в целостном педагогическом процессе, которое можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей. Каждый ребёнок включён в эту объективно существующую педагогическую реальность. Вместе с тем в любом педагогическом процессе можно выделить вариативную составляющую условий субъективного характера:
I группа условий – это условия, связанные с субъектами развития и саморазвития ребёнка, ориентированные на самого ребёнка, на его особенности: психофизиологические, врождённые особенности личности, возрастные и связанные с ними сенситивные периоды развития творческих способностей.
II группа условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью педагога по развитию творческих способностей детей.
• Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность педагога, ослабление регламентированного, но принятие и подкрепление творческого поведения).
• Работа педагога в зоне ближайшего развития творческих способностей ребёнка, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего развития.
• Организация безопасного творческого пространства (доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуаций успеха, материальные условия для творческой деятельности)
III группа условий – социальная ситуация как условие развития способностей к творчеству: социальное окружение (среда развития); семейная ситуация развития.
Детское творчество тесно – и очень – связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребёнка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного.
Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребёнок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передаётся как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идёт о целостности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты.
Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность – основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребёнка, его отношение к
окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребёнка сопряжена с его предыдущими достижениями.
Если рассматривать детское изобразительное творчество объективно: в действительности оно существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности». На этот факт, размышляя о творчестве, ссылался ещё Платон (из книги «Античные мысли об искусстве». М. : Искусство, 1938.)
И действительно, уже в раннем возрасте ребёнок не осознавая содержание образца, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Говорить о том, что рисунок - это продукт сознательной деятельности, разумеется нельзя. Речь идёт о корреляции генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребёнка и его изобразительного опыта.
Однако уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, он выберет нужные краски, определит технику и композицию. Да, это разумная деятельность.
Говоря о детском творчестве как процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребёнка – всё то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образцы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образцов и объектов.
«Побудители творчества, - читаем в Философском энциклопедическом словаре (М. 1989., - находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трёх сфер жизнедеятельности человека : физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм».
Ранее было указано: процесс творчества ребёнка состоит из двух составляющих – разума и сверхразума. Поэтому правомерно указать на проявление в его творческом акте как имеющегося опыта, так и некой интуиции, о котором говорил Иммануил Кант. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства.
Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
В оценке детского изобразительного творчества действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление о том, как происходит на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими; как меняется характер построения выразительного образа; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности (умственное, нравственное, трудовое развитие).