афанасьева ольга
Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье раскрывается понятие феномена «эмпатия». Анализ исследований данного феномена отечественными и зарубежными учеными.
Ключевые слова: «эмпатия», феномен, исследование, эмоции, психологическая наука.
Проблема исследования эмоциональной сферы, а в частности, эмпатии, у человека, рассматривалась многими учеными, как отечественными, так и зарубежными. В общем понимании под эмпатией подразумевают умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на все его глазами, прочувствовать его состояние.
Публикация «Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии» размещена в разделах
Эмпатия помогает понять проблему различий между людьми изнутри и найти способы для взаимопонимания.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером, который обобщил развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
Множество путей для поиска истины по проблеме эмпатии были предложены такими учеными как А. Е. Айви. А. А. Бодалев, В. В. Бойко, А. А. Борисова, Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ю. А. Менджерицкая, А. К. Нитченко, А. Б. Орлов, Т. И. Пашукова, К. Роджерс, А. П. Сопиков и др.
Исследователи различают несколько видов эмпатии :
- эмоциональную эмпатию, которая основана на проектировании и подражании реакциям другого человека;
- когнитивную эмпатию, в основе которой лежат интеллектуальные процессы;
- предикативную эмпатию, под которой понимают способность человека предугадывать реакции другого человека в конкретных ситуациях.
Несмотря на то, что проблема эмпатии исследовалась многими учеными, и существует достаточно большое количество научных трудов, посвященных этому вопросу, раскрытие сути этого феномена до сих пор остается проблемой.
Многие ученые пытались дать строгое определение эмпатии. При условии большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия». Некоторые исследователи, такие как Wispe и Davis, называют его «неуловимым», так как до сих пор существует путаница в терминологии и отсутствует четкий язык описания.
Т. В. Власова выделила феномен, который он назвала «анонимностью» эмпатии, под которым подразумевается, что многие исследователи не могут выявить исторические корни этого понятия, что затрудняет понимание его конкретно-научного содержания.
Для более четкого понимания содержания понятия эмпатия рассмотрим имеющиеся в литературе определения.
В самом начале под термином «эмпатия» подразумевали процесс вчувствования, то есть познания эмоционального состояния другого человека в результате процесса сопереживания. В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о разных видах, которые интерпретируются как уровни эмпатии :
1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, эмоциональная идентификация.
2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия.
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии. Дж. Мид понимал эмпатию как «способность принять роль другого человека». С течением времени эмоциональная реакция сменяется когнитивным процессом. Новый импульс к исследованию эмпатии был дан гуманистической психологией, впервые К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а далее в сфере реальной человеческой практики, семейной жизни. К. Роджерс писал о том, что состояние эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».
Анализируя взгляды ученых, можно отметить, что ряд исследователей считают, что эмпатия – это сопереживание, которое возникает при эмоциональном заражении.
Другие ученые говорят о том, что, что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного.
Третьи же придерживаются мнения, что сопереживание перерастает в сочувствие, стремление к оказанию помощи.
Например З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания. М. Шеллер рассматривал эмпатию как механизм познания.
Французский психолог Т. Рибо писал о том, что на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям, а на более высокой – как синестезия (согласованность чувствований, переживаний).
В. Штерн определял эмпатию как развитие социальных чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание).
Помимо исследования подходов к определению понятия эмпатии также интерес представляет вопрос о факторах, влияющих на ее развитие.
Л. Мерфи писал о том, что проявление эмпатии детьми напрямую зависит от того, является ли человек близкими или далеким, насколько часто они общаются и от предыдущего опыта ребенка. Также развитие эмпатии у детей связано с изменениями темперамента и эмоционального состояния по мере их взросления, а также на него оказывают влияний социальные группы, в которых он воспитывается.
В свою очередь Mоorоtal говорил о том, что в процессе формирования и развития эмпатии определенную роль играют воспоминания о печальном событии, что вызвало боль и жалость, желание помочь другому человеку.
А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова пишут что на способность к сопереживанию положительно влияет широкий круг общения со сверстниками.
Б. Стотлэнд в своей работе указывает что эмпатийность зависит от того каким по счету родился ребенок и сколько детей в семье.
Таким образом, можно отметить, что в психологической науке изучение эмпатии является сложным многоуровневым процессом и требует дальнейшего рассмотрения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер. 2008. - 782с.
2. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. Тексты. - СПб. : Питер, 2006. - 404с.
3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2011. - 784 c.
4. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993.