Надежда Котова
Теоретические аспекты использования методов арт-терапии в логопедической работе по коррекции моторной сферы у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время возрастает количество детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых слух в норме, первичный интеллект не нарушен, но имеются значительные нарушения речи, влияющие на формирование психики. [1] Тяжелые речевые расстройства характеризуются своеобразной структурой нарушения и особенностями клинических симптомов.
Публикация «Теоретические аспекты использования методов арт-терапии в логопедической работе по коррекции моторной сферы у детей с ТНР» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Почти все дети с ТНР обладают скудным речевым резервом, а некоторые вообще не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей наблюдается вторичное отставание психики. Вследствие недоразвитости как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи у большинства детей данной категории ограничено мышление, речевые обобщения, трудности в чтении и письме. Многие дети с ТНР имеют нарушения памяти, внимания, фонематического слуха.
Кроме этого, у детей с данным нарушением со значительными отклонениями развиваются моторные функции. Эти дети имеют недостаточную двигательную координацию, шаткость походки, общую двигательную неловкость, не владеют уверенной координацией движений пальцев рук, у них наблюдается сложности в их переключаемости. Для них характерен замедленный темп движений, значительное нарушение плавности и амплитуды действий. Чем тяжелее речевое нарушение, тем сильнее выражен двигательный дефект.
Перечисленными проблемами занимались многие великие отечественные учё ные: И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, М. М. Кольцова.
Большое внимание взаимообусловленности развития речевой и моторной сфер уделил В. И. Дресвянников. В своих исследованиях он установил прямую зависимость между становлением экспрессивной речи и степенью сформированности общего праксиса. Этот выдающийся отечественный и российский логопед считал, что работа над развитием моторной сферы - это необходимая составляющая коррекционных занятий. Помимо этого, В. И. Дресвянников доказал, что развитие общей моторики играет важную роль при становлении важных психических процессов. [2]
Несмотря на то, что трудам В. И. Дресвянникова уже более полувека, связь между состоянием речи и моторики является актуальной проблемой и в современное время.
Известно, что 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга - это проекция кисти, которая расположена рядом с зоной речи. Поэтому большое значение для формирования навыков речи, дальнейших успехов в учебной деятельности и социализации ребенка имеет развитие моторных функций, в особенности, мелкой моторики. Именно в связи с этим, в коррекционной работе важное место занимает работа над формированием мелкой моторики рук.
Е. В. Гурье, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, Н. В. Чехов и А. Н. Граборов отводили огромную роль занятиям по рисованию, лепке, ручному труду для развития ребенка. [4]
В настоящее время одним из эффективных средств коррекции моторной сферы у детей с ТНР считается арт-терапия.
Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Она включает в себя несколько направлений:
• изотерапия (коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, оригами, декоративно-прикладным искусством и т. д.);
• имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию, драматизацию);
• музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки);
• сказкотерапия (воздействие посредством сказки, притчи, легенды);
• кинезитерапия (воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику).
Мы считаем, что наиболее эффективным направлением арт-терапии при коррекции моторной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи является изотерапия (рисование, лепка, аппликация).
Рисование, как один из видов арт-терапии, заключает в себе большие возможности. В процессе этого вида деятельности совершенствуются и развиваются все психические функции ребенка. Кроме этого, рисование является одним из методов коррекции моторной сферы.
На занятиях изобразительной деятельностью в процессе работы с различными инструментами и материалами (краски, кисти, карандаши и т. д.) активно происходит развитие координации движений, согласованность движений пальцев рук, регулируется мышечная сила, рука начинает двигаться увереннее, четче и точнее, развивается гибкость и пластичность пальцев.
Очень эффективным средством для развития моторик рук является лепка. Лепка - это создание различных фигур из всевозможных пластичных материалов. Для детского творчества чаще всего применяется пластилин. При занятиях лепкой ребенок знакомится с объемной формой предмета, его частями, у него появляется способность работы двумя руками, движения становятся более скоординированными, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.
Развитие мелкой моторики, в свою очередь, влияет на формирование речи и мышления. Лепкой советуют заниматься очень возбудимым и гиперактивным детям. Для совершенствования навыков моторики задания по лепке необходимо постепенно усложнять добавлением новых методов работы. Занимаясь лепкой, дети усваивают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Всё это укрепляет кисти, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.
Аппликация так же достаточно актуальна и эффективна при коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР. Аппликацией можно заниматься с детьми разных возрастов, она доступна всем. Использование занятий по данному виду деятельности делает коррекционную работу более интересной, познавательной и насыщенной. Аппликация позволяет учиться выполнять точные движения пальцами рук и кистью, тренирует ловкость пальцев рук, развивает способность скоординированной работы руки со зрительным восприятием, расширяет творческую фантазию, воображение, улучшает внимание, память, а так же речь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что методы арт-терапии при коррекционной работе являются важным средством развития детей с ТНР, а так же очень эффективны при развитии мелкой моторики. С их помощью развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Список литературы:
1. Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2010. – 152 с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
3. Глухова А. Е. Арт-терапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473. — URL https://moluch.ru/archive/76/12892/
4. Ибрагимова, А. Р. Использование нетрадиционных техник рисования - как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта / А. Р. Ибрагимова, Ф. Х. Велиева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 5.1(20). – С. 151-154.
5. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2002. – 366 с.