Фидан Сейфуллаева
Теоретические аспекты использования детской литературы как средства обогащения речевой культуры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Публикация «Теоретические аспекты использования детской литературы как средства обогащения речевой культуры старших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
Важность речевого развития ребёнка подчёркивается и в нормативно-
правовых документах законе РФ «Об образовании», «Концепции обучения и
воспитания на 2016-2020 годы», ФГОС ДО. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития
и образования детей [27].
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения
дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности. [26].
Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Именно поэтому, своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей. Кроме того, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что телевидение и компьютеризация все больше занимают время детей вне стен дошкольного учреждения, чем замедляют их всестороннее развитие.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М. М. Алексеевой, В. В. Гербовой, В. И. Логиновой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной, Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, А. П. Иваненко и др.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Проблемам речевой культуры посвящены работы А. А. Акишиной, Л. А. Введенской, В. Е. Гольдина, В. И. Капинос, М. P. Львова и др. Под речевой культурой понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
На основе Выпускной квалификационной работы студентки Уральского государственного педагогического университета Ждановой Юлии Васильевны,в которое она описывает экспериментальное исследование, проводимое на базе МБДОУ «Детский сад № 365 г. Челябинска» в старшей группе, состоящей из 18 человек: 9 мальчиков и 9 девочек. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. За основу были взяты показатели уровня развития речевой культуры детей, выделенные Л. В. Балашовой:
Мы пришли к выводу, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень развития культуры речевого общения, небольшой активный запас вежливых слов. Лишь 4 человека (22%) имеют высокий уровень, 6 человек (34%) средний уровень и большее количество детей 8 человек (44%) имеют низкий уровень развития культуры речевого общения.
Таким образом можно отметить следующее противоречие:
- Между необходимостью обогащения речевой культуры старших дошкольников и недостаточной методической проработанностью использования детской литературы в развитие речевой культуры.
Проблема: Каковы педагогические условия обогащения речевой культуры детей старшего дошкольного возраста с помощью детской литературы?
Объект: процесс обогащения речевой культуры детей старшего дошкольного возраста
Предмет: использование детской литературы как средства обогащения речевой культуры детей старшего дошкольного возраста
Цель: теоретическое обоснование влияния детской литературы на обогащение речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, а также подбор методики художественного чтения и рассказывания детям старшего дошкольного возраста
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу по вопросам обогащения речевой культуры детей старшего дошкольного возраста
- выявить актуальный уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста
- обогатить речевую культуру детей старшего дошкольного возраста, посредством использования детской литературы
- выявить итоговый уровень развития речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста