Получи документы

Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп

Наталья Мамаева
Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы

Трудный путь к партнёрству учителя-логопеда с семьёй

Как зритель, не видевший первого акта, в догадках теряются дети.

Но все, же они умудряются как-то понять, что творится на свете.

С. Маршак.

Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить их с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения учеником определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Для того, чтобы партнёрство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить первоочередные задачи, которые специалист должен умело решать в работе с родителями учащихся-логопатов.

Публикация «Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп» размещена в разделах

Информационное просвещение родителей :

• знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

• знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;

• знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение родителей :

• привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка или нарушения письменной речи;

• обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

• формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение). Как же организовать успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй в деле преодоления логопедических проблем у учащихся? Следует остановиться на этапах организации такого взаимодействия.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями

(по В. А. Петровскому).

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Учитель-логопед никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ученика, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.

3-й этап – «Ознакомление учителя-логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе учитель-логопед, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Часто родители нуждаются в добром совете, в рекомендациях по организации помощи ученику со стороны семьи при выполнении домашних заданий по логопедии. В свою очередь, учитель-логопед крайне заинтересован в том, чтобы ученики закрепляли дома полученные на логопедических занятиях умения и навыки. Очень полезным может оказаться опыт создания картотеки рекомендаций учителя-логопеда родителям. Можно, например, предложить родителям следующую памятку.

Памятка с рекомендациями для родителей при выполнении домашних заданий

Для повышения эффективности коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся мы рекомендуем делать домашние задания, при выполнении которых следует соблюдать ряд условий:

• Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

• Необходимо создать мотивацию ребенку, т. е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь, а также грамотная письменная речь.

• Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации учителя-логопеда.

• У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля, бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т. п.

• Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность его выполнения и при необходимости поправляют.

• Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

• Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения веры в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

• Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Пополнить картотеку для родителей можно следующими рекомендациями учителя-логопеда.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами

Общие рекомендации:

• Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

• Систематически и аккуратно выполняйте с ребёнком домашнее задание.

• Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

• Соблюдайте точность и этапы выполнения заданий.

• Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

• Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

• Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

• Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

• Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

• Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

• Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

• Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в успешное исправление нарушения речи.

• Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Значительно пополнить картотеку для родителей может следующий материал с методическими рекомендациями по закреплению произносительных навыков в домашних условиях и с подробным описанием этапов исправления звукопроизношения. Такой материал важно и необходимо предоставлять родителям для ознакомления с целью повышения их компетентности в вопросах оказания действенной помощи ребёнку.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении

домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков

Уважаемые, родители!

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Помните, что исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

Последовательность постановки звуков:

• свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’];

• шипящие [ш];

• сонорные [л];

• шипящие [ж];

• сонорные [р], [р’];

• шипящие [ч], [щ].

3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, тексте (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

а) Автоматизация звука в слогах:

б) Атоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

в) Автоматизация поставленных звуков в предложениях и текстах: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Помните!

• Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

• Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

• Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

• Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

Рекомендации учителя-логопеда для родителей

(ранний возраст)

1. Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

2. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращённая речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребёнок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нём.

3. В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребёнка?

У ребёнка врождё нные пороки развития органов речи: расщелины нёба и губы.

К 1,5 – 2 годам у ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова.

Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

Ребёнок не использует в общении мимику и жесты.

Ребёнок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

Ребёнок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

В этих случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

4. Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребёнка.

Разговаривать с ребёнком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и чётко.

Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребёнок смотрит на предмет.

Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

Использовать приём дополнения детского высказывания.

Использовать приё м объяснения: планирование, начало, окончание действия.

Использовать приём «лесов» : взрослый начинает – ребёнок продолжает.

Петь песенки.

Не перегружать ребёнка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

Поощрять активность ребёнка в рамках его возможностей.

Излишняя опека подавляет ребёнка и ограничивает его развитие.

Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно. При чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправить его и сказать, как надо произносить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

- Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает ваш ребёнок. Закрепляйте эту тему дома (новые слова, стихи, потешки, игры, песни).

Речевое развитие ребенка в онтогенезе

От 1,5 до 3 месяцев – «гуление» (а – а – а, гу – гу - гу, э – э – э)

От 3 до 6 месяцев – «свирель» (тянет малыш звуки, как на свирельке: е – ли – и, агу – аа)

От 6 до 9 месяцев – «лепет» (ба – ба – ба, па – па, ма – ма)

От 9 месяцев до 1 года – первые слова.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – первые предложения (Ляля бух! Мама дай).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи (350 слов).

От 2 до 3 лет – ребенок усваивает грамматический строй родного языка.

В 3 года словарный запас приближается к 1000 словам, а у некоторых детей количество адекватно употребляемых слов гораздо больше. Используются предложения из трех и больше слов, появляются сложноподчиненные предложения, правильно используются простые предлоги и многие союзы (чтобы, потому что и др., перестановки, пропуски слогов в слове встречаются редко за исключением малознакомых слов. Заканчивается усвоение стечение согласных. Ребенок правильно произносит шипящие звуки (ч, ш, ж, щ) и свистящий ц.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: повторяют услышанную сказку.

Активный словарь ребенка 5 – 6 лет достигает 3000 – 4000 слов Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

В 4 – 6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Отсутствие, замена звука на другой или его неточное воспроизведение расцениваются как признак какого – либо речевого нарушения. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. В этот же период ребенок начинает овладевать навыками письменной речи (письмом и чтением).

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

Важное и проверенное опытом

Счастливая мать - счастливые дети.

• Вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру, состоялся, как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. И просто был счастливым? Обратите взимание на речевое развитие ребенка.

• Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, то старайтесь относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Изменился взгляд учителя – потенциальные таланты. Она не стала другой – в ней открылось то прекрасное, что есть в каждом человеке и, что раскрывается только тогда, когда мы верим в себя, и все окружающие верят в нас – любят нас

С. Соловейчик «Ученье с увлечением».

• Помните, что все дети, кто быстрее, кто медленнее проходят следующие стадии:

1. Не понимают, что от них хотят.

2. Понимают, но не получается.

3. Кое - что получается.

4. Получается все лучше и лучше.

Отсюда следуют основные задачи родителей :

1. Предлагать новые игры и упражнения.

2. Демонстрировать, как это надо делать.

3. Создавать среду для проявления у ребенка желания играть в эти упражнения.

Т. е. самок главное – личный пример родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, сделайте так, чтобы он видел читающих родителей.

• Умен ты или глуп, велик ты или мал.

Не знаем мы, пока ты слово не сказал.

Информация для родителей на первом собрании

1. Онтогенез. Этапы.

2. Норма речевого развития и патология.

3. Лечение.

4. Причины возникновения патологии

5. Что делать?

- домашняя игротека (Игры на кухне);

- массаж, гимнастика;

- развитие фонематического слуха;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- чтение, образец речи;

- развитие эмоциональной лексики;

- прикус; ортодонт, стоматолог;

- традиции семьи, ритуалы, обычаи;

- оречвление желаний;

- эмоциональный рисунок речи.

• Ученье – игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Ребенок должен выходить «недокормленным» из-за стола знаний, с ощущением постоянного голода.

• Неясное мышление-существенное препятствие к чистоте артикуляции.

• Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, я, может быть, запомню.

Вовлеки меня, и я пойму.

• Новорожденные дети везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются не одинаковые привычки. Это результат воспитания!

• Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом» языка. М Горький.

• У каждого ребенка свой срок и свой час достижения успехов.

Литература:

«Признаки по Захарову».

«Леворукий ребенок: проблемы, диагностика» Е. И. Николаева

Лечение:

Инстенол (психостимулятор,

Картексил (комплекс аминокислот).

ТКМП - Метод «транскраниальная межполяризация» лечение ММД, СДВГ.

До лечения обязательным является консультация невролога;

-неврологическое обследование детей – УЗИ, ЭЭГ, НСГ.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Консультация для родителей старших и подготовительных групп «Как научить ребенка играть в бадминтон»Консультация для родителей старших и подготовительных групп «Как научить ребенка играть в бадминтон» Консультация для родителей старших и подготовительных групп. " КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В БАДМИНТОН" Бадминтон - спортивная игра с воланом.

Консультация для воспитателей и родителей воспитанников старших групп «Расскажите детям о фруктах»Консультация для воспитателей и родителей воспитанников старших групп «Расскажите детям о фруктах» .

План консультаций и семинаров для педагогов на учебный год Представляю примерный план консультаций и семинаров для педагогов ДОУ компенсирующего и комбинированного видов на учебный год. Ко многим.

Развлечение к Дню Матери для детей и родителей средней групп «Хорошо рядом с мамочкой»Развлечение к Дню Матери для детей и родителей средней групп «Хорошо рядом с мамочкой» Ход развлечения: Зал празднично украшен. Звучит песня по выбору музработника «Мамино сердце», дети входят в зал с шарами- сердечками, танцуют.

Широкая Масленица. Развлечение для детей старшей и подготовительной групп с участием родителей Цель: приобщать детей к истокам русского народного творчества и традициям русского народа Задачи: 1. Совершенствовать всестороннее развитие.

Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 19:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мамаева (УИ 556011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД