Наталья Мамаева
Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Трудный путь к партнёрству учителя-логопеда с семьёй
Как зритель, не видевший первого акта, в догадках теряются дети.
Но все, же они умудряются как-то понять, что творится на свете.
С. Маршак.
Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить их с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения учеником определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Для того, чтобы партнёрство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить первоочередные задачи, которые специалист должен умело решать в работе с родителями учащихся-логопатов.
Публикация «Темы бесед для онлайн-консультаций для родителей коррекционных групп» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Информационное просвещение родителей :
• знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
• знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
• знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение родителей :
• привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка или нарушения письменной речи;
• обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
• формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение). Как же организовать успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй в деле преодоления логопедических проблем у учащихся? Следует остановиться на этапах организации такого взаимодействия.
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями
(по В. А. Петровскому).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Учитель-логопед никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ученика, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.
3-й этап – «Ознакомление учителя-логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе учитель-логопед, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Часто родители нуждаются в добром совете, в рекомендациях по организации помощи ученику со стороны семьи при выполнении домашних заданий по логопедии. В свою очередь, учитель-логопед крайне заинтересован в том, чтобы ученики закрепляли дома полученные на логопедических занятиях умения и навыки. Очень полезным может оказаться опыт создания картотеки рекомендаций учителя-логопеда родителям. Можно, например, предложить родителям следующую памятку.
Памятка с рекомендациями для родителей при выполнении домашних заданий
Для повышения эффективности коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся мы рекомендуем делать домашние задания, при выполнении которых следует соблюдать ряд условий:
• Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
• Необходимо создать мотивацию ребенку, т. е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь, а также грамотная письменная речь.
• Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации учителя-логопеда.
• У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля, бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т. п.
• Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность его выполнения и при необходимости поправляют.
• Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
• Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения веры в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
• Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Пополнить картотеку для родителей можно следующими рекомендациями учителя-логопеда.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами
Общие рекомендации:
• Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
• Систематически и аккуратно выполняйте с ребёнком домашнее задание.
• Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
• Соблюдайте точность и этапы выполнения заданий.
• Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
• Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
• Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
• Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
• Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
• Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
• Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
• Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
• Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в успешное исправление нарушения речи.
• Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Значительно пополнить картотеку для родителей может следующий материал с методическими рекомендациями по закреплению произносительных навыков в домашних условиях и с подробным описанием этапов исправления звукопроизношения. Такой материал важно и необходимо предоставлять родителям для ознакомления с целью повышения их компетентности в вопросах оказания действенной помощи ребёнку.
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении
домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков
Уважаемые, родители!
Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Помните, что исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
Последовательность постановки звуков:
• свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’];
• шипящие [ш];
• сонорные [л];
• шипящие [ж];
• сонорные [р], [р’];
• шипящие [ч], [щ].
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, тексте (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
а) Автоматизация звука в слогах:
б) Атоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
в) Автоматизация поставленных звуков в предложениях и текстах: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
Помните!
• Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
• Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
• Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
• Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!
Рекомендации учителя-логопеда для родителей
(ранний возраст)
1. Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.
2. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращённая речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребёнок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нём.
3. В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребёнка?
У ребёнка врождё нные пороки развития органов речи: расщелины нёба и губы.
К 1,5 – 2 годам у ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова.
Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
Ребёнок не использует в общении мимику и жесты.
Ребёнок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
Ребёнок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
4. Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребёнка.
Разговаривать с ребёнком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и чётко.
Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребёнок смотрит на предмет.
Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
Использовать приём дополнения детского высказывания.
Использовать приё м объяснения: планирование, начало, окончание действия.
Использовать приём «лесов» : взрослый начинает – ребёнок продолжает.
Петь песенки.
Не перегружать ребёнка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
Поощрять активность ребёнка в рамках его возможностей.
Излишняя опека подавляет ребёнка и ограничивает его развитие.
Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно. При чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправить его и сказать, как надо произносить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает ваш ребёнок. Закрепляйте эту тему дома (новые слова, стихи, потешки, игры, песни).
Речевое развитие ребенка в онтогенезе
От 1,5 до 3 месяцев – «гуление» (а – а – а, гу – гу - гу, э – э – э)
От 3 до 6 месяцев – «свирель» (тянет малыш звуки, как на свирельке: е – ли – и, агу – аа)
От 6 до 9 месяцев – «лепет» (ба – ба – ба, па – па, ма – ма)
От 9 месяцев до 1 года – первые слова.
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – первые предложения (Ляля бух! Мама дай).
От 1 года 9 месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи (350 слов).
От 2 до 3 лет – ребенок усваивает грамматический строй родного языка.
В 3 года словарный запас приближается к 1000 словам, а у некоторых детей количество адекватно употребляемых слов гораздо больше. Используются предложения из трех и больше слов, появляются сложноподчиненные предложения, правильно используются простые предлоги и многие союзы (чтобы, потому что и др., перестановки, пропуски слогов в слове встречаются редко за исключением малознакомых слов. Заканчивается усвоение стечение согласных. Ребенок правильно произносит шипящие звуки (ч, ш, ж, щ) и свистящий ц.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: повторяют услышанную сказку.
Активный словарь ребенка 5 – 6 лет достигает 3000 – 4000 слов Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
В 4 – 6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Отсутствие, замена звука на другой или его неточное воспроизведение расцениваются как признак какого – либо речевого нарушения. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. В этот же период ребенок начинает овладевать навыками письменной речи (письмом и чтением).
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
Важное и проверенное опытом
Счастливая мать - счастливые дети.
• Вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру, состоялся, как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. И просто был счастливым? Обратите взимание на речевое развитие ребенка.
• Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, то старайтесь относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Изменился взгляд учителя – потенциальные таланты. Она не стала другой – в ней открылось то прекрасное, что есть в каждом человеке и, что раскрывается только тогда, когда мы верим в себя, и все окружающие верят в нас – любят нас
С. Соловейчик «Ученье с увлечением».
• Помните, что все дети, кто быстрее, кто медленнее проходят следующие стадии:
1. Не понимают, что от них хотят.
2. Понимают, но не получается.
3. Кое - что получается.
4. Получается все лучше и лучше.
Отсюда следуют основные задачи родителей :
1. Предлагать новые игры и упражнения.
2. Демонстрировать, как это надо делать.
3. Создавать среду для проявления у ребенка желания играть в эти упражнения.
Т. е. самок главное – личный пример родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, сделайте так, чтобы он видел читающих родителей.
• Умен ты или глуп, велик ты или мал.
Не знаем мы, пока ты слово не сказал.
Информация для родителей на первом собрании
1. Онтогенез. Этапы.
2. Норма речевого развития и патология.
3. Лечение.
4. Причины возникновения патологии
5. Что делать?
- домашняя игротека (Игры на кухне);
- массаж, гимнастика;
- развитие фонематического слуха;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики;
- чтение, образец речи;
- развитие эмоциональной лексики;
- прикус; ортодонт, стоматолог;
- традиции семьи, ритуалы, обычаи;
- оречвление желаний;
- эмоциональный рисунок речи.
• Ученье – игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Ребенок должен выходить «недокормленным» из-за стола знаний, с ощущением постоянного голода.
• Неясное мышление-существенное препятствие к чистоте артикуляции.
• Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я, может быть, запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.
• Новорожденные дети везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются не одинаковые привычки. Это результат воспитания!
• Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом» языка. М Горький.
• У каждого ребенка свой срок и свой час достижения успехов.
Литература:
«Признаки по Захарову».
«Леворукий ребенок: проблемы, диагностика» Е. И. Николаева
Лечение:
Инстенол (психостимулятор,
Картексил (комплекс аминокислот).
ТКМП - Метод «транскраниальная межполяризация» лечение ММД, СДВГ.
До лечения обязательным является консультация невролога;
-неврологическое обследование детей – УЗИ, ЭЭГ, НСГ.