Марина Бесаева Юрьевна
Тематическое занятие по физкультуре «Море» с элементами хореографии в подготовительной группе
Тема занятия : «Движение в шеренге, цепочкой, по диагонали».
Цель:
- обучать двигаться в шеренге, цепью, по диагонали, умению выполнять перестроения и изменять направление движения самостоятельно, по команде педагога.
Задачи:
- развивать музыкально - ритмические навыки, танцевальную память;
- закреплять элементы вальса;
- формировать выразительность и пластику движений, образность в исполнении,
- воспитывать коммуникативные навыки, навыки общения и работы в коллективе;
- совершенствовать двигательные навыки и навыки ориентирования в пространстве;
Публикация «Тематическое занятие по физкультуре „Море“ с элементами хореографии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать творческие способности, развивать физические умения и навыки.
Оборудование:
- иллюстрации с изображение морских обитателей, жизни подводного мира, элементы оформления зала в виде подводного царства, нарисованные на картоне раковины для игры «Собери ракушки».
- ориентиры (фишки) или нарисованные на картоне раковины для игры «Собери ракушки», веревочка для игры «Ручеек»;
- аудиозаписи: фрагмент сюиты K. Сен - Санса «Карнавал животных» - «Аквариум», «Праздничный вальс» Ю. Николаева, «Под музыку Вивальди» - музыка С. Никитина, нотный материал: «Рыбка» - музыка М. Красева, слова М. Клоковой, «Вальс» А. Козловского.
Предварительная работа: изучение танцевального этюда «Золотая рыбка», танца «Праздничный вальс» (муз. Ю. Николаева).
Ход занятия
I. Вводная часть – 5-7 минут.
II. 1. Организационный момент. Сообщение специфики занятия. Беседа.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы поговорим с вами о море.
- Каких обитателей моря вы знаете? Как живут они на глубине? Что встречается на морском дне?
- Какие сказки о море и его жителях вы знаете?
- А теперь отгадайте загадки морского царя, и он вас возьмет с собой в морское путешествие. В подводном царстве вместе с ним мы поиграем.
Он громадный, словно дом.
Бьет он по воде хвостом.
Над водой фонтан блестит,
Каждый скажет - это… (кит).
Посчитаю все вокруг:
У меня есть восемь рук,
У меня есть восемь ног! -
Так воскликнул… (осьминог).
В морских волнах такой один-
Жонглер и акробат… (дельфин).
Глазом маленьким сверкнула
Серебристая… (акула).
За рыбой нырять ему вовсе не лень,
В холодную прорубь ныряет… (тюлень).
Беседа по иллюстрациям и фото обитателей подводного мира.
1. Разминка. Музыкально – пространственные упражнения.
- Что ж, с заданиями царя вы справились и он приглашает вас в подводное царство.
а) топающий шаг на всей стопе.
- Итак, отправляемся к морю на поезде. Прошу всех занять места в вагончиках.
Рече – двигательное упражнение «Поезд».
Выполняется без аккомпанемента.
- Поезд подает сигнал,
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поет.
Дети двигаются дробными шагами, слегка согнув колени, произносят «чух - чух» с ускорением и замедлением темпа. В конце движения на выдохе произносят «пш -ш -ш».
Ходьба, бег, поскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано).
б) ходьба с носка.
Дети идут друг за другом, вытягивая носки, руки на поясе.
в) ходьба на пятках (по тропинке).
Дети идут на пятках дробным шагом, руки в «замочке» над головой.
г) ходьба на носках (по мостику).
Дети идут, приподнявшись на пальцах, руки на поясе.
д) высокий шаг (по высокой траве).
Дети идут, высоко поднимая колени, руки на поясе.
е) прыжки (по морской гальке).
Дети выполняют прыжки на правой и левой ноге поочередно с продвижением вперед.
ж) поскоки.
Выполняются поскоки по кругу.
з) легкий бег (по берегу моря).
2. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.
- Мы на морском берегу. Полежим на теплом песке.
Дети лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.
Элементы партерной гимнастики.
Сокращение стопы из положения сидя, опора на руки за корпусом.
II. Основная часть – 10 - 12 мин.
1. Имитационные движения.
- Что ж, добро пожаловать в гости к морскому царю в подводное царство!
Игра «Рыбка». Спокойная ходьба в сочетании с движениями рук.
- Отгадайте-ка еще одну загадку:
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыбка.)
Музыкальное сопровождение - фортепиано - «Рыбка» - музыка М. Красева, слова М. Клоковой.
Играющие двигаются в различных направлениях в сочетании с движениями рук – вперед – в стороны.
Дети – «рыбки» стоят у стены группой – это «дом» рыбок. Педагог поет песню «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка – озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Дети выплывают из домика и «плавают» в любом направлении по залу. Движения рук при этом следующие: вперед, в стороны, (локти отведены назад, ладони повернуты вниз). На слова песни «Рыбку спинку изогнула, крошку хлебную взяла» дети останавливаются и, продолжая движения руками, медленно наклоняются вперед – вниз, как бы доставая со дна хлебную крошку. На слова песни «Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла» - дети спокойно возвращаются в свой «дом».
2. Изучение нового материала.
а) Движение в шеренге.
Игровое упражнение «Волны».
- Когда говорят «море волнуется», это означает, что в море возникают волны. Подует ветерок сильнее – волны становятся больше. Сейчас мы с вами сделаем волну.
И. п. – стоя в двух шеренгах лицом одна к другой. С началом музыки одна шеренга движется цепью, взявшись за руки навстречу другой, а вторая шеренга выполняет шаги, двигаясь одной линией и проходят под поднятыми вверх руками первой шеренги. По окончании музыки поворачиваются снова лицом друг к другу и выполняют это же упражнение снова, поменявшись ролями. (Вторая шеренга идет с поднятыми руками).
Перед началом упражнения повторяются понятия шеренга, «цепочка»- руки детей сцеплены.
б) Движение в цепочке.
Игра «Ручеек».
- А вы знаете, что в море впадает множество горных речек и ручейков. Они и питают своими водами море. И сейчас мы совершим путешествие вместе с одним из таких ручейков.
Музыкальное сопровождение – аудиозапись фрагмента сюиты K. Сен- Санса «Карнавал животных» - «Аквариум».
На полу выкладывается зигзагообразная траектория из каната, веревки или либо скакалок. Дети в цепочке за направляющим двигаются змейкой. Затем веревка убирается и детям предлагается самостоятельно выполнить движение в цепочке «змейкой». Направляющий при этом меняется.
в) Движение по диагонали.
Игровое упражнение «Рыбки».
Музыкальное сопровождение – аудиозапись «Под музыку Вивальди» - музыка С. Никитина.
- А сейчас все дети превратятся в рыбок. Обычно рыбки плавают стайкой, но морской царь научит нас плавать по-другому, друг за другом, «с уголка на уголок», то есть по диагонали.
Дети строятся в колонну в затылок друг другу, педагог исполняет роль морского царя, является направляющим и ведет детей по периметру, затем по диагонали, «с уголка на уголок», показывая детям траекторию движения и поясняя принцип движения, используя аналогию с понятиями, знакомыми ребятам. Затем «рыбки» выбирают другого морского царя.
III. Заключительная часть и итог занятия–8 мин.
1. Закрепление умения двигаться цепочкой, зигзагом.
Игровое упражнение «Собери ракушки».
Музыкальное сопровождение - фортепиано - «Вальс» А. Козловского.
На ковре разложены ориентиры – фишки или нарисованные на картоне ракушки.
- Вы видите в подводном царстве на дне морские раковины. Попрошу вас встать рядом с понравившейся вам ракушкой. А сейчас я буду собирать подарки морского царя – жемчужинки из ракушек.
Педагог берет за руку одного из ребят, вместе идут между раковин и собирают детей одного за другим, причем каждый последний подхватывает за руку следующего участника игры.
Играющие двигаются в свободном порядке, далее дети идут «змейкой». Так продолжается до тех пор, пока не соберут всех детей.
2. Закрепление элементов вальса.
Танцевальный этюд «Золотая рыбка».
Музыкальное сопровождение – «Праздничный вальс» Ю. Николаева.
Дети исполняют танцевальный этюд в парах, совершенствуя умение выполнять элементы вальса - шаг на полупальцах, балансе, приставной шаг, плие, кружение, повороты, закрепляют изученные позиции рук в парах, поклон в характере вальса.
3. Игра «Рыбаки и рыбки». Разучивание.
- А на прощание морской царь хочет поиграть с вами в очень интересную игру.
Музыкальное сопровождение - фортепиано – любая ритмичная мелодия по выбору музыкального руководителя («Полька» И. Штрауса, «Чешская полька» - чешская народная мелодия, «Плясовая» А. Лядова и пр.)
Правила игры:
Дети – «рыбаки» стоят в кругу, взявшись за руки, за кругом – «рыбки». С началом музыки «рыбаки» поднимают сцепленные руки, «рыбки» проплывают через круг под руками, стоящих в кругу, т. е. пересекают круг. Музыка заканчивается, и рыбаки «захлопывают» сети – опускают руки. Оставшиеся в кругу пойманные «рыбки» садятся на стульчики. Когда все рыбки будут пойманы, игра повторяется снова, только с переменой ролей.
4. Итоговая беседа. Поклон.
- Пора прощаться с морем, его обитателями и морским царем.
- Как мы с рыбками научились с вами двигаться, чему еще нас научил морской царь?
- Как назывался игра, в которую вы играли с морским царем?
- Вам понравилось наше путешествие?
- До свидания, море, до свидания, ребята!
Выполняется поклон в характере вальса.