Виктория Горбунова
Тематическое занятие для старших групп «Здравствуй, Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Через синтез искусства (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
Задачи:
- Учить детей внимательно слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
- Обогащать словарный запас музыкальными терминами.
- Придумывать простейшие ритмические аккомпанементы
И воспроизводить их с помощью музыкальных инструментов.
Ход ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка «Декабрь» П. И. Чайковского, входят дети, свободно располагаются в музыкальном зале, оформленном под зимнюю лесную полянку.
М. Р. : Ребята, начнем наше занятие с пожелания друг другу
Публикация «Тематическое занятие для старших групп „Здравствуй, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
«Доброго утра».
Дети поют приветствие «Доброе утро».
Слайд 1 : «Гостиная, в классическом стиле».
М. Р. Добрый вечер, друзья! И вновь нас встречает музыка в нашей музыкальной гостиной! Так что же это такое? Это огромный волшебный мир, мир звуков. На первый взгляд, может не понятный. Но вслушайтесь внимательно и вы услышите, то легкое дуновение ветерка, тот шелест тихо падающих снежинок, или хрустальный звон капели. А может это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка? Музыка, которая встретила вас сегодня, уже знакома и понятна вам.
Как называется это музыкальное произведение? (ответы).
Слайд 2 (иллюстрация портрета П. И. Чайковского).
М. Р. : Да, верно, и мы сегодня говорим о П. И. Чайковском. Его музыка понятна каждому человеку, ведь Чайковский рассказывал языком музыки о нашей русской природе, нашей Родине.
Слайд 3 (иллюстрации зимнего Иркутска)
Сейчас зима, и наша гостиная превратилась в зимнюю поляну. Многие русские поэты, живописцы и композиторы любили это время года, за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
Давайте и мы поговорим о зиме, послушаем музыку, вспомним стихотворения, рассмотрим картины, ЗИМА… Какая она? Какими красками художница природа рисует зиму? (ответы детей).
Зрительная гимнастика «Снежинка»
с музыкальным сопровождением.
Снежинки раскладываются на полу. Проводится дыхательная гимнастика. Под музыку П. И. Чайковского «Снежные хлопья» дети берут снежинку за край, подносят к губам, делают вдох и медленно дуют на нее.
Кружатся снежинки дети кружатся на носочках
В воздухе морозном
Падают на землю Медленно приседают, руками показывают
Кружевные звезды. плавное падение снежинок.
Вот одна упала Встают и ловят снежинку
На мою ладошку бережно прикладывают снежинку на ладони
Ой, не тай, снежинка! другой ладошкой
Подожди немножко.
Появляется Зима
- Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! (кланяется).
«ДЕКАБРЬ» П. И. Чайковский.
Слайд3 (иллюстрация заснеженного леса).
Зима: Я – великая волшебница Зима! Могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте и музыка унесет вас далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром.
Скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения. Его холодное дыхание коснется вас… Слушайте!
Зима ходит по залу и зажигает свечи.
Звучит вальс П. И. Чайковского «Снежные хлопья», из балета «Щелкунчик».
Зима: Какая это музыка? О чем она вам рассказала? Вы правильно поняли музыку и мы с вами видим заснеженный лес.
Слышите, как начинается буря: вот первые легкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует все сильнее, и вдруг бросает нам пригоршню снега в лицо и тут же мчится прочь.
«Дыхательное упражнение»
На долгом выдохе «У-у-у» (сильное звучание) сильный ветер
На коротком выдохе (тихое звучание) слабый ветер
Слайд5 (иллюстрация бури).
И вот уже все кругом занесено снегом. Вьюга улеглась.
Деревья стоят словно зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба.
Слайд6 (иллюстрация заснеженного леса).
Давайте ребята попробуем соединить краски музыки, краски живописного полотна, с красками красивых выразительных, поэтичных слов. Может быть кто – то вспомнит подходящие стихотворения.
Дети читают стихотворения А. С. Пушкина, С. Есенина, на выбор м. р.
Зима: Как красиво в лесу! Попробуйте представить зимний день в заснеженном лесу.
«Танец снежинок» муз. П. И. Чайковского «Снежные хлопья»
Зима: Я очень люблю вас дети и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, коньках, лыжах, на тройке с бубенцами.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке».
Слайд7 (иллюстрация тройка вороных).
М. Р. : Композитор передает ритм скачущей тройки. Мы как бы видим ее из дали - музыка звучит тихо, приглушенно, затем музыка приближается и музыка звучит громче, отчетливее звучит звук копыт. Постепенно тройка удаляется, музыка затихает и вот тройки уже не видно совсем.
На каком инструменте была исполнена эта музыка?
- дети: фортепиано.
Зима: А теперь вам такое задание: постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов.
Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, ложки, палочки и импровизируют на инструментах, под грамзапись.
Зима: Вот она, какая красавица – русская зима! А чтобы подольше мой образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать ее : яркую, нарядную, сверкающую или суровую, притихшую перед снежной бурей. А можете нарисовать веселую картинку детских забав: игры со снегом, катанием на санках, лыжах, коньках. Из лучших работ мы составим выставку.
Сегодня мы познакомились с творчеством русских поэтов А. С. Пушкина, С. Есенина. А музыку слушали только одного композитора П. И. Чайковского. Мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами. И все это связано между собой. Выражает один образ, подчиненно одному настроению и все это музыка!
Музыка – это все, что нас окружает!
Вышел месяц молодой,
Зажег звезды чередой
И пришла пора прощаться
Хоть и жаль нам расставаться!
Звучит «Декабрь» гаснут свечи.
Зима: Стихла музыка, погасли свечи, до новой встречи!