Светлана Грищенко
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери
▼ Скачать + Заказать документы
Часть зала оформлена как русская изба с православными атрибутами. В доме сидит хозяюшка. Под спокойную русскую народную мелодию входят дети, одетые в русские народные костюмы, вместе с воспитателем.
Хозяюшка:
Походи честной народ,
Не пыли, дорожка,
Ко мне гости идут,
Поиграть немножко.
Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Доброго здоровьица!
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь.
Дорогому гостю_- красное место.
Дети рассаживаются на лавки.
Публикация «Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Сядем рядком да поговорим ладком. А расскажу я вам сегодня, ребята, о православном празднике, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре - «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник- послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите (показывает) – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу., молились перед ней потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.
Жила в городе Казани девочка Матрена. Отец у нее был воин, в те времена их называли стрельцами. Когда девочке исполнилось девять лет, возник в городе страшный пожар, который уничтожил половину города. И дом Матрены сгорел дотла. Слава Богу, сами остались живы! Только стрелец собрался новый дом строить, как приснился его дочери Матрене удивительный сон. Сама Пресвятая Богородица взяла ее за руку, повела к сгоревшему дому и показала место, где зарыта Ее икона. Попросила Пресвятая Богородица, чтобы икону обязательно выкопали. Но девочке никто не поверил, но Богородица снова и снова приходила во сне к девочке и просила найти икону. И только тогда люди пошли на пожарище и в указанном месте нашли икону, которая была совершенно новая и сияла яркими красками. Божья Матерь изображена в глубокой задумчивости, а Младенец указывает рукой на Нее, будто говорит: «Молитесь Матери Моей, она ваша заступница».
Когда икону торжественно несли в церковь, навстречу попался слепой человек. Он помолился Богородице, и зрение вернулось к нему. Многие слепые прозревали, молясь Пресвятой Деве перед иконой, которую поставили в Храме. Этот день считается днем обретения иконы Казанской Божией Матери.
Прошли годы. Тяжелое время наступило на Руси. Пришли на Россию-матушку польские войска и захватили Москву. Весь наш народ во главе с князем Дмитрием Пожарским поднялся против врага. Из Казани привезли чудотворную икону и три дня мололись перед ней. Казанская заступница услышала мольбы людские и помогла защитить землю Русскую, подняла боевой дух наших войск и веру в победу. Прогнали русские войска иноземцев и под звон колоколов, с Казанской иконой вошли в Московский Кремль. В благодарность Господу и Богородице за спасение Руси Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор (показывает фото) и поместил в нее Казанскую икону. Было это в холодные осенние дни.
Как же праздновали на Руси осеннюю Казанскую? Обязательно ходили в церковь, молились Пресвятой Богородице. Слышите? Хор в церкви поет, славит Богородицу. (Дети слушают церковное пение a,capella).
В ноябре убывают дни, крепчают заморозки. Люди замечали изменения в природе, придумали много примет. Если на Казанскую дождливо, то в скорости зима наступит. А вы знаете народные приметы?
Дети: "До Казанской - не зима, с Казанской - не осень",
"На Казанскую дождь лунки нальёт - зиму скоро приведёт",
"Что Казанская покажет - то и зима скажет",
"Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт".
Хозяюшка: Молодцы, много примет знаете. А что ещё происходило в эту пору?
Воспитатель: К этому дню возвращались в деревни те, кто уходил в чужие места на заработки. Среди них были и торговцы-коробейники. Они ходили по деревням и малым городам, торговали книгами, иконами, нитками и иглами, серьгами и колечками, а для детворы у них всегда были игрушки: мячики, свистульки, "гремушки", пистолеты, стреляющие пробкой. Продавцы расхваливали свой товар, выкрикивали зазывалки. Вот послушайте одну из них.
Мальчик-коробейник:
Тары-бары растабары
Есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
Мои куклы разбирай-ка,
Детям радость доставляй-ка!
Воспитатель: Когда ребята подрастали, родители отправляли их учиться ремеслу в подмастерья к портному или сапожнику, к кузнецу или плотнику. Осенью возвращались они домой, принося не только заработок и подарки, но и новые знания и впечатления.
(Несколько детей исполняют танец «Ай да сапожки! ")
Воспитатель: Девочек чаще всего отдавали в няньки. Поработав с маленькими детьми, они узнавали множество колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток. Наши девочки, хозяюшка, тоже умеют нянчить детей. Вот послушай. (Несколько девочек исполняют колыбельные, читают тетушки, потешки, прибаутки).
В ноябре крестьяне сушили снопы, обмолачивали зерно. Ребята тоже помогали взрослым. До наступления настоящей зимы они больше сидели по домам, да развлекались по-разному. Играли в игры: "молчанку", лучинку. Во время игры - обычное дело - ребята часто ссорились. И тогда пускали в ход дразнилки, обменивались обидными словечками: "Как у Ваньки на носу кошки драли колбасу". А в ответ слышалось: "Борька-Борис на базаре прокис! Снёс морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут!" АЛЕНКА Дразнилок знали множество. В них высмеивали внешность, воровство, жадность, ябедничество, плаксивость, зазнайство, хвастовство: «Фу-ты, ну-ты ножки гнуты, руки в боки, глаза в потолоки.»
Дети:
Вор, вор не ходи ко мне во двор!
Тебя кони залягают,
А коровы забодают.
Рева-корова!
Продай молока
На 3 пятака!
Жадина- говядина
Пустая шоколадина!
Воображала хвост поджала и под печку убежала, а под печкой крокодил воображалу проглотил!
Ябеда, корябеда, 0зеленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!
Толстый пончик съел батончик!
То горшка три вершка!
Воспитатель: На каждое имя дети придумывали складное прозвище: Алёшка-лепёшка, Андрей-воробей, Антошка-картошка, Аркашка - таракашка, Вася-карася, Вовка-морковка, Сашка- олашка, Лидка- улитка, Стёпа-растрёпа, Зинка-корзинка, Манька-банька.
Такие забавы не давали скучать детям в осеннее холодное время.
Хозяюшка: Ребята, а дразниться - это хорошо?
Дети: Нет, это плохо.
Хозяюшка: Правильно. А чтобы вы лучше запомнили, что хорошо, а плохо, мы сейчас поиграем. Я буду называть дела, а вы, если это хорошо -хлопайте, а если плохо- сидите тихо. (Проводится игра "Хорошо – плохо»).
Хорошо. Плохо.
Защитил младшего. Порвал одежду.
Проведал больного. Обидел сестрёнку.
Обогрел замёрзшего. Поссорился.
Помог слабому. Отобрал игрушку.
Поделился с голодным. Толкнул товарища.
Успокоил расстроенного. Ударил.
Развеселил грустного. Разрушил чужую постройку,
Хозяюшка: Молодцы. А чтобы вырасти хорошими людьми, надо быть послушными, никого не обижать, любить своих родных, уважать старших, почитать Господа Бога нашего.
Ребёнок: (читает отрывок из стихотворения Б. Селезнёва "Божий день"). - За окошком солнце встало,
Ходят блики по стене,
Лезет кот на одеяло,
Что ж, пора вставать и мне.
Чтобы никогда не злиться,
Папу с мамой слушать,
Надо утром помолиться,
А потом покушать.
Пред иконой помолюсь,
Съем тарелку каши.
Ничего я не боюсь,
Ничего не страшно.
Воспитатель: Наши ребята стараются жить в мире и согласии, знают, что такое добро и зло. Вот послушай, Хозяюшка.
Дети: Доброе и злое в нашем мире есть.
Доброты людей всех нам не перечесть.
Но всего добрее Бог - Он есть Добро.
Кто ушёл от Бога, тот попал во зло.
Поговорки:
"Добро не умрёт, а зло пропадёт",
"Добрый человек не помнит зла»,
«Про доброе дело говори смело "
«Добро и во сне хорошо»,
«Добро не горит, не тонет»,
«Добро по миру не рекой течет, а семьей живет»,
«Добро помни, а зло забывай»,
«Доброе слово, добрый ответ».
Воспитатель: А вот в какую старинную игру наши ребята любят играть. (Проводится игра "Кто ж меня любит? ": Дети становятся в хоровод, один садится в круг, накрывает голову платочком.
-Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А, кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Сменит-переменит,
Еще приголубит.
Желающий из детей может подойти и погладить сидящего по голове (приголубить). После этого он сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его приголубит следующий желающий).
Хозяюшка: Молодцы, ребята, вы меня порадовали.
Воспитатель: Спасибо и тебе, Хозяюшка, за интересный рассказ. Прими от нас подарок к празднику (Дарит картину, панно или рисунки детей).
Хозяюшка: Спасибо вам, ребятушки! Я для вас тоже подарок приготовила. (Читает стихотворение "Ангел").
У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный друг.
Он всегда придет на помощь,
Если что случиться вдруг.
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе другого друга
В целом мире не найти.
Пусть этот Ангел белокрылый вас хранит!
Воспитатель: Спасибо за подарок, Хозяюшка! До свидания!
Хозяюшка: До свидания, ребятки! Идите с Богом!
Дети выходят из зала под запись песни «Дорогою добра»