Лариса Шекера
«Песня — язык русского народа»
▼ Скачать +Заказ
Тематическое занятие для детей подготовительной группы
Программное содержание : Познакомить детей с жанрами русской песни, развивать песенное и игровое творчество, артистизм, учить петь «а капелла»,воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию. Садятся на стульчики.
Муз. Рук: Сегодня на занятии мы с вами будем слушать, петь, инсценировать русские народные песни, играть в народные игры.
Публикация «„Песня — язык русского народа“» размещена в разделах
У каждого народа есть своя Родина. Родина русского народа – Россия.
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Детство любого человека начинается с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.
Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой?
(ответы детей) Колыбельную.
Муз. Рук: Название слова «колыбельная» произошло от слова колебать (качать). Сейчас мы послушаем с вами русскую народную колыбельную в исполнении певицы Татьяны Петровой.
(слушание фонограммы)
Муз. Рук: Какая эта песня по характеру?
Дети: Ласковая, нежная, плавная, протяжная.
Муз. Рук: На прошлом занятии мы с вами познакомились с колыбельной песенкой «Котенька-коток». Давайте исполним её.
(исполнение песни)
Муз. Рук: А сейчас, будет интересное задание. У меня есть настоящая колыбелька (достать, в ней лежит кукла, но она никак не может уснуть. Её нужно укачать и спеть ей колыбельную песню, но не ту, которую мы с вами исполнили сейчас,а ту, что вы слышали от своей мамы или бабушки.
(исполнение «а капелла»)
Муз. Рук: Ребята, а как вы думаете, почему песню называют народной?
(ответы детей)
Муз. Рук: Народная песня – это песня сочинённая не композитором, а народом.
Раньше люди не умели писать, читать, не знали нотной грамоты и песни не записывали, а пересказывали друг другу. Одна песня могла иметь много авторов, так как каждый пел её немного по-своему. Вот и получалось, что песня сочинялась в народе.
Песня сопровождала людей в труде и в отдыхе.
Вспомните, какую мы недавно разучивали трудовую песню?
Дети: Песню жниц.
Муз. Рук: Правильно, когда женщины жали серпами пшеницу, они помогали себе пением.
Ну-ка, девочки, исполните её!
(песня жниц)
Муз. Рук: А какую трудовую песню знают наши мальчики?
Мальчики: Во кузнице.
Муз. Рук: Исполните её, пожалуйста!
(песня «Во кузнице»)
Муз. Рук: Особенно любили в народе хороводные песни. Слово «хоровод» произошло от слова «водить хором», то есть вместе. Люди вставали в круг, брались за руки и веселились. Давайте и мы хоровод заведём!
(хоровод «На горе-то калина»)
Муз. Рук: Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.
Частушка- это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.
Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Мы с вами тоже знаем их не мало.
(исполнение частушек)
Муз. Рук : Ребята мы с вами знаем много русских народных игр с пением.
(любая русская народная игра по выбору детей)
Муз. Рук : Давайте повторим ещё раз известные нам жанры русской народной песни
(дети называют)
Муз. Рук: Молодцы! Наше занятие окончено!
Дети уходят из музыкального зала под русскую народную мелодию.
Частушки