Лучший педагог года

Тематическое планирование внеурочной деятельности по правополушарному рисованию

Регина Цыдыпова
Тематическое планирование внеурочной деятельности по правополушарному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по правополушарному рисованию рассчитана на школьников определенной возрастной группы (3-4 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Методика правополушарного рисования основана на результатах исследований головного мозга, проводимых разными учеными: психобиологом Р. Сперри, Э. А. Костандовым, В. Ротенбергом, В. Аршавским. Они изучали особенности работы правого и левого полушарий с различных точек зрения. Результаты их исследований говорят о том, в частности, что правое полушарие быстрее левого реагирует на образную и словесную информацию.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Объем часов и возрастная характеристика учащихся

4 класс –34 часа;

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

2. Цели и задачи программы

Метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей. Метод правополушарного рисования позволяет:

• Проявить индивидуальность,

• Упрощает творческий процесс,

• Избавляет от внутренних преград,

• Обрести внутреннюю гармонию,

• Раскрывает творческие способности,

• Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки:

1. Восприятие краёв

2. Восприятие пространства

3. Восприятие соотношений

4. Восприятие света и тени

5. Восприятие целостного образа или гештальта

Тренировочные навыки:

1. Рисование по памяти

2. Рисование при помощи воображения

В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией. Правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.

3. Планируемые результаты:

Личностные.

1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные

Ученики научатся:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий аспект.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

Должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

5. Календарно-тематический план

№ Темы занятий

1. Вводное занятие. Демонстрация – 3-х минутный рисунок. Проговаривание целей и запросов. Правила работы с гуашью.

2. Гуашь: размешивание красок. Первый пробный рисунок.

3. Упражнения на вхождение в правополушарное состояние. Грунтовка и фончики.

4. Рисунок «Пальмы». Демонстрация рисунков участников на группу.

5. Основные движения кисти. Растяжка одноцветная.

6. Сюжет «Далеко – близко». Использование цвета для создания воздушной перспективы. 1

7. Сюжет «Дальний и ближний лес». Особенности цветопередачи дальних и ближних объектов.

8. Сюжет «Небо, облака, степь». Освоение движений кистью для передачи воздушной перспективы.

9. Сюжет «Дерево, туман». Обобщающий рисунок – повторение предыдущих элементов и добавление в пейзаж объекта.

10. Упражнения на вхождение в правополушарное состояние. «Фончики». Повторение. Сюжет «Дерево в поле». Самостоятельный рисунок.

11. Сюжет «Горы». Особенности передачи света и тени при изображении гор. Особенности цветопередачи удаленных объектов.

12. Упражнение «Двухцветная растяжка». Приемы мягкого соединения двух цветов. Сложности и коррекция.

13. Сюжет «Зимний пейзаж». Приемы и особенности рисунка на темном фоне.

14. Упражнение «Ромашка». Особенности изображения круга в перспективе. Движения кисти для создания реалистичного изображения цветка.

15. Сюжет «Цветы». Использование подготовленных фончиков для создания сюжета. Фоновый и передний план.

16. Обобщающий сюжет «Лето». (небо – растяжка, далеко – близко, дальний и ближний лес, дерево, цветы на переднем плане).

17. Особенности изображения реки в перспективе. Обсуждение, обратная связь от участников. Рассказ участников о том, что было интересно и как изменилось состояние.

18. Повторение. Самостоятельный рисунок. Небо, облака, поле, дальний и ближний лес, кусты, дерево, цветы на переднем плане.

19. Упражнение «Кочки». Двухцветная растяжка. Тональные переходы. Использование светлоты и насыщенности цвета для передачи удаления предметов в перспективе.

20. Сюжет «Березы». Особенности изображения зимнего пейзажа в холодных тонах. Особенности передачи света и тени на цилиндре на примере ствола березы».

21. Сюжет «Виноград». Приемы работы пальцами. Свет, тень и блик на шаре на примере виноградинки.

22. Сюжет «Луна и зимний пейзаж». Прием изображения луны и свечения. Особенности освещения от одного источника света.

23. Сюжет «Осень». Особенности изображения осеннего пейзажа в теплых тонах. Цветовое сочетание света и тени.

24. Повторение. Самостоятельный рисунок. Обсуждение и обратная связь от участников.

25. Упражнение «Круговая растяжка». Сюжет «Дерево на солнце». Навыки изображения тонального перехода цвета с мягкими границами.

26. Сюжет «Море». Воздушная перспектива». Цветовое решение передачи расстояния в небе и воде.

27. Сюжет «Весна». Особенности использования большей части одного цвета в картине. Как создать различные оттенки зеленого цвета. Отражение в воде.

28. Сюжет «Отражение. Осень». Отражения в воде, особенности цветопередачи».

29. Рисунок с цветами. Знакомство с заряженной» кистью и приемы смешивания цвета в одном движении кисти.

30. Цветы «Маки». Приемы 2-3-х цветного наложения краски на кисть. Движения кисти для плавного перехода цвета.

31. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия.

32. Рисование мятой бумагой. Кляксография.

33. Пальчиковая живопись.

34. Выставка творческих работ.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Лексическая тема: Улетает наше лето Рисование по представлению Тема: «Улетает наше лето» Программное содержание: Создание условий.

Комплексно-тематическое планирование по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы. Часть 2 ЯНВАРЬ Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы» Рисование с натуры Тема: «Уголок групповой комнаты» Программное содержание: Развивать.

Конспект образовательной деятельности по правополушарному рисованию в подготовительной группе «Сказка в окне»Конспект образовательной деятельности по правополушарному рисованию в подготовительной группе «Сказка в окне» Конспект образовательной деятельности по правополушарному рисованию в подготовительной группе на тему: «Сказка в окне»Цель:развитие творческих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тематическое планирование внеурочной деятельности по правополушарному рисованию
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 16:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование внеурочной деятельности по правополушарному рисованию» (включая файлы) размещена пользователем Регина Цыдыпова (УИ 3020531) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД