Регина Цыдыпова
Тематическое планирование внеурочной деятельности по правополушарному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по правополушарному рисованию рассчитана на школьников определенной возрастной группы (3-4 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Методика правополушарного рисования основана на результатах исследований головного мозга, проводимых разными учеными: психобиологом Р. Сперри, Э. А. Костандовым, В. Ротенбергом, В. Аршавским. Они изучали особенности работы правого и левого полушарий с различных точек зрения. Результаты их исследований говорят о том, в частности, что правое полушарие быстрее левого реагирует на образную и словесную информацию.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Объем часов и возрастная характеристика учащихся
4 класс –34 часа;
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
2. Цели и задачи программы
Метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей. Метод правополушарного рисования позволяет:
• Проявить индивидуальность,
• Упрощает творческий процесс,
• Избавляет от внутренних преград,
• Обрести внутреннюю гармонию,
• Раскрывает творческие способности,
• Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.
Базовые навыки:
1. Восприятие краёв
2. Восприятие пространства
3. Восприятие соотношений
4. Восприятие света и тени
5. Восприятие целостного образа или гештальта
Тренировочные навыки:
1. Рисование по памяти
2. Рисование при помощи воображения
В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией. Правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.
3. Планируемые результаты:
Личностные.
1. Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
Ученики научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.
На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий аспект.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены;
- название материалов и инструментов и их назначение;
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
5. Календарно-тематический план
№ Темы занятий
1. Вводное занятие. Демонстрация – 3-х минутный рисунок. Проговаривание целей и запросов. Правила работы с гуашью.
2. Гуашь: размешивание красок. Первый пробный рисунок.
3. Упражнения на вхождение в правополушарное состояние. Грунтовка и фончики.
4. Рисунок «Пальмы». Демонстрация рисунков участников на группу.
5. Основные движения кисти. Растяжка одноцветная.
6. Сюжет «Далеко – близко». Использование цвета для создания воздушной перспективы. 1
7. Сюжет «Дальний и ближний лес». Особенности цветопередачи дальних и ближних объектов.
8. Сюжет «Небо, облака, степь». Освоение движений кистью для передачи воздушной перспективы.
9. Сюжет «Дерево, туман». Обобщающий рисунок – повторение предыдущих элементов и добавление в пейзаж объекта.
10. Упражнения на вхождение в правополушарное состояние. «Фончики». Повторение. Сюжет «Дерево в поле». Самостоятельный рисунок.
11. Сюжет «Горы». Особенности передачи света и тени при изображении гор. Особенности цветопередачи удаленных объектов.
12. Упражнение «Двухцветная растяжка». Приемы мягкого соединения двух цветов. Сложности и коррекция.
13. Сюжет «Зимний пейзаж». Приемы и особенности рисунка на темном фоне.
14. Упражнение «Ромашка». Особенности изображения круга в перспективе. Движения кисти для создания реалистичного изображения цветка.
15. Сюжет «Цветы». Использование подготовленных фончиков для создания сюжета. Фоновый и передний план.
16. Обобщающий сюжет «Лето». (небо – растяжка, далеко – близко, дальний и ближний лес, дерево, цветы на переднем плане).
17. Особенности изображения реки в перспективе. Обсуждение, обратная связь от участников. Рассказ участников о том, что было интересно и как изменилось состояние.
18. Повторение. Самостоятельный рисунок. Небо, облака, поле, дальний и ближний лес, кусты, дерево, цветы на переднем плане.
19. Упражнение «Кочки». Двухцветная растяжка. Тональные переходы. Использование светлоты и насыщенности цвета для передачи удаления предметов в перспективе.
20. Сюжет «Березы». Особенности изображения зимнего пейзажа в холодных тонах. Особенности передачи света и тени на цилиндре на примере ствола березы».
21. Сюжет «Виноград». Приемы работы пальцами. Свет, тень и блик на шаре на примере виноградинки.
22. Сюжет «Луна и зимний пейзаж». Прием изображения луны и свечения. Особенности освещения от одного источника света.
23. Сюжет «Осень». Особенности изображения осеннего пейзажа в теплых тонах. Цветовое сочетание света и тени.
24. Повторение. Самостоятельный рисунок. Обсуждение и обратная связь от участников.
25. Упражнение «Круговая растяжка». Сюжет «Дерево на солнце». Навыки изображения тонального перехода цвета с мягкими границами.
26. Сюжет «Море». Воздушная перспектива». Цветовое решение передачи расстояния в небе и воде.
27. Сюжет «Весна». Особенности использования большей части одного цвета в картине. Как создать различные оттенки зеленого цвета. Отражение в воде.
28. Сюжет «Отражение. Осень». Отражения в воде, особенности цветопередачи».
29. Рисунок с цветами. Знакомство с заряженной» кистью и приемы смешивания цвета в одном движении кисти.
30. Цветы «Маки». Приемы 2-3-х цветного наложения краски на кисть. Движения кисти для плавного перехода цвета.
31. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия.
32. Рисование мятой бумагой. Кляксография.
33. Пальчиковая живопись.
34. Выставка творческих работ.