Елена Тимошенко
Тематическое планирование на неделю в старшей группе «Я и моя планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование в старшей группе по теме недели «Моя планета Космос»
Понедельник Апрель Тема недели : Моя планета Космос
Утро
Индивидуальная работа Д/ игра «Подбери правильную одежду для космонавта» Цель: развивать внимание, мышления, сообразительности
Утренняя гимнастика Комплекс № 1 Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
Публикация «Тематическое планирование на неделю в старшей группе „Я и моя планета“» размещена в разделах
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Пальчиковая гимнастика «Звездные лучики» Ц: расширение словарного запаса, развивать мелкую моторику рук.
Формирование KГН. Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.
Беседа «Земля – шар, она вращается вокруг Солнца» Рассказать о Юрии Гагарине, как первом человеке, поднявшемся в космос. Ц: развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.
Д/ игра «Угадай, что изменилось» - развивать внимание, мышления, сообразительности
НОД
Познавательное развитие (ФЦКМ) О. Н. Каушкаль. Стр. 104 «Планета Земля» Первый в космосе». Задачи: дать представление о космических полётах, первом космонавте – гражданине России Юрии Гагарине. Воспитывать гордость за страну – первооткрывателя космического пространства.
Музыкально-художественная деятельность по плану руководителя
Прогулка
Картотека Апрель № 8 Наблюдение (за погодой, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей.
Работа перед сном
Беседа о пользе дневного сна. Прослушивание аудиозаписи: «Космическая симфония» Цель: развитие слухового восприятия, воспитания, эмоциональной отзывчивости, развитие интереса к классической музыке
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека)
Индивидуальная работа Д / и «Найди пару» -упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух
Подвижные игры. Игра «Классики». Цель: упражнять в прыжках. П/и «Найди свой домик» Ц: формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Чтение художественной литературы
Рассказа Л. Обуховой «Вижу землю» Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать Выставка книг: «Моя планета». Цель: познакомить с новыми книгами, активизировать словарь детей, прививать любовь к книгам.
НОД
Логика «Развитие» Стр. 41 Занятие №15 Программное содержание. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.
Прогулка
Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе. П/и «Птичка и кошка», «Ракеты» - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Предложить родителям подобрать различный материал (иллюстрации, картинки, фото) для создания альбома «Космос»
Вторник Тема недели : Моя планета Космос
Утро
Индивидуальная работа Словесная игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро Утренняя гимнастика Комплекс № 1 Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
Д/и «Времена года» Рассматривание иллюстраций о правилах поведения в природе
Пальчиковые игры «По порядку все планеты…» Цель: развитие мелкой моторики, способствовать запоминанию стихотворений.
Формирование KГН. Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.
Беседа с детьми «Земля - планета, на которой мы живем» Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе.
Работа в уголке природы: изучаем строение растений. Конкретизировать и дополнить знания детей о строении растений, активизировать в речи детей названия частей растений, учить рассказывать об их функциях.
НОД
Познавательное развитие (ФЭМП) И. А. Помораева Стр. 60 Занятие 2 Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Физическое развитие (физическая культура) по плану руководителя
Прогулка
Картотека Апрель № 9 Наблюдение (явлениями природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Обращение внимания на культуру поведения детей за столом: обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т. д. Чтение художественной литературы Н. Носов «Незнайка на Луне» цель: вызывать у детей желание слушать художественные произведения, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека)
Индивидуальная работа Д/ игра: «Собери ракету по частям». Цель: закреплять знания детей о строении ракеты и ее назначении
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Познавательно-исследовательская деятельность Н. Веракса стр. 70 Тема 28. Нагревание проволоки Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тел. Развитие способностей к преобразованию.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» Цель: учить передавать в игре свои знания и опыт, стремление совершать добрые поступки, проявлять свои лучшие качества. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
Прогулка
Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Дать родителем рекомендации какие книги надо читать детям о космосе и космонавтах, как поддерживать интерес ребенка к космическому миру.
Среда Тема недели : Моя планета Космос
Утро
Индивидуальная работа Д/и «Разложи звезды на небе» Ц: развитие пространственных отношений
Утренняя гимнастика Комплекс № 1 Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса. Д/и Лото «Профессии» - правильно сопоставлять картинку с карточкой, учить назвать профессии.
Пальчиковые игры «По порядку все планеты…» Цель: развитие мелкой моторики, способствовать запоминанию стихотворений.
Формирование KГН. «Расческа» - закрепить навык использования предметом индивидуальной гигиены
Д/ игра «Возвратим Весне память» Цели: знать признаки весны как времени года; уметь называть и описывать признак весны; связывать явления живой и неживой природы; объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, их труда
Основы безопасности ОБЖ Оказание первой помощи. Цель: знакомство с правилами и практической деятельностью.
НОД
Основы первоначальной грамоты О. М. Ельцова. Стр. 114 Занятие № 29 Задачи: активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок; упражнять в подборе определений к существительным; продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков; упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком; совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; развивать мелкую моторику.
Музыкально-художественная деятельность по плану руководителя
Прогулка
Картотека Апрель № 9 Наблюдение (живой природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Чтение отрывка из книги В. Севастьянова «В космос» Разучивание стихотворения «По порядку все планеты» Ц: познакомить детей с литературным произведением. Вызвать желание выучить его. Закреплять название планет солнечной системы.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека)
Индивидуальная работа Д/и «Посчитай сколько звезд» Ц: закрепить порядковый счет
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Проектная деятельность. По плану руководителя
Театрализованная деятельность «Полёт на луну» Цель: формировать социокультурные компетенции, связанные с овладением знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, развивать игровую деятельность, расширять кругозор по теме.
Беседа о безопасности: «О пользе и вреде солнечных лучей» Ц: расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях
Просмотр презентации на тему «Космос». Цель: познакомить детей с солнечной системой.
Прогулка
Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Четверг Тема недели : Моя планета Космос
Утро
Индивидуальная работа Д/и «Доскажи словечко» Цель: активизация словаря
Утренняя гимнастика Комплекс № 1 Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
Строительные игры Постройка ракеты. Цель: развивать воображение, стремление делать всё сообща, дружно, желание обыгрывать постройку.
Пальчиковая гимнастика «Солнце». Развивать мышцы лица, воображение.
Формирование KГН. Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.
Д/и «Ракеты» закрепить умения выполнять задание по словесным указаниям
Ситуативный разговор «Космос»– формировать представления о космических достижениях, первых космонавтах: развивать любознательность, умение анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас детей;
НОД
Речевое развитие (развитие речи) В. В. Гербова Занятие 5-стр. 103-104 Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» Цель. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». Продолжать учить детей пересказывать.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация Д. Н. Колдина, с. 54, Занятие 30 Ракеты. Цель. Продолжать учить детей вырезать симметричный предмет из сложенного пополам прямоугольника. Закреплять умение украшать ракету иллюминаторами и другими деталями.
Физическое развитие (физическая культура с/в) Л. И. Пензулаева стр. 93 Занятие 24 «Удочка», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята». Задачи. Упражнять в беге на скорость; повторить игровые упражнения с мячом, в прыжках и равновесии.
Прогулка
Картотека Апрель № 10 Наблюдение (неживой природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Учить детей правильно пользоваться туалетной бумагой, отрывать столько, сколько нужно. И не забывать мыть руки после туалета с мылом Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе Чтение К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Вечер
Индивидуальная работа Загадывание загадок о ракете и космонавте. Ц: развивать сообразительность, закреплять знания о космосе.
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Дид. игра «Отправим космонавта в полёт» Цель: закрепить представления о костюме космонавта, предметах, которые ему нужны в полёте – выбрать изображения из многих других.
Конструирование Лыкова И. А. стр. 126. Ракета. Космические станции. «Как Ловушка для снов стала куклой Дождя». Вызвать интерес к конструированию оригинальной куклы.
Игра-развлечение Игра-эстафета «Кто первый?» Цель: учить детей соблюдать правила эстафеты: выполнять движение только после передачи эстафеты партнером по игре, после эстафеты становиться в конец колонны. Развивать быстроту реакции, ловкость.
Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Недорисованные картинки», «На что похоже?»
Прогулка
Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Пятница Тема недели : Моя планета Космос
Утро
Индивидуальная работа Дидактическая игра «Собери знак». Цель: расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками.
Утренняя гимнастика Комплекс № 1 Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
Просмотр детьми мультфильмов «Незнайка на Луне»
Ручной труд «Космическая ракета» поделка из бросового материала. Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности
Пальчиковая гимнастика. Развивать слуховое внимание и речь.
Формирование KГН. Продолжать учить есть второе блюдо при помощи вилки, не перекладывая её из руки в руку, есть с закрытым ртом.
Д / и «Цепочка слов»- Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах
Беседа с детьми: «День космонавтики» цель: воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.
НОД
О. В. Дыбина. Опыты Стр. 109 «Земля. Космос»
Художественно-эстетическое развитие (рисование) Занятие 59. Ракета в космосе (часть 1) (Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь) Программное содержание. Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Учить рисовать восковыми мелками ракету.
Прогулка
Картотека Апрель № 11 Наблюдение (явлениями общественной жизни, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Чтение А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека)
Индивидуальная работа Д / и «Ракету» - развивать мелкую моторику пальцев (из палочек, пуговиц, проволоки, пластилина
Хозяйственно-бытовой труд: предложить детям навести порядок в библиотеке, парикмахерской. Цель: приучать самостоятельно разбиваться на группы, брать на себя ответственность в выполнении поручений.
Сюжетно-ролевая игра. «Библиотека». Предложить детям обыграть различные ситуации
И / у «Колпачок и палочка»-развивать координацию, ловкость, внимания
Работа в уголке сенсорного воспитания. Цель: совершенствовать умение обследовать предметы, их разнообразные свойства, использовать разные органы чувств, рассказывать о своих впечатлениях.
Раскрашивание раскрасок на тему «Космос» Выставка книг о космосе.
НОД Физическое развитие (физическая культура)
Прогулка
Картотека Апрель № 11 Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Консультация на тему «Детям о космосе» – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов.
ЛОГИКА СТАРШАЯ ГРУППА. План занятия №15
Часть 1.
Программное содержание. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.
Материал. Карточки с изображением шубы, зимнего пальто, теплой куртки (в этом порядке карточки располагаются на доске).
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям помочь мальчику (или девочке, в зависимости от подобранных картинок с одеждой) подобрать одежду, в которой он не замёрзнет на улице в сильный мороз. У этого мальчика (или девочки) есть пальто, шуба и теплая куртка: в шубе теплее, чем в куртке; в пальто теплее, чем в шубе. Что лучше надеть мальчику (или девочке) на улицу? Каждый ребенок сообщает воспитателю свой ответ так, чтобы никто не слышал.
Если есть дети, которые не справились с заданием, то они вовлекаются в решение у доски (с использованием заместителей).
Часть 2.
Программное содержание. Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.
Материал. Демонстрационный и раздаточный. По 3 карточки с изображением игрушек, одежды и животных (предметы и животные могут быть разными у разных детей).
Раздаточный. Простой карандаш и лист бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель просит каждого ребёнка рассмотреть свои картинки, разделить на группы. Взрослый проверяет выполнение у каждого ребенка. Ошибки разбираются индивидуально.
Затем воспитатель просит назвать каждую группу и нарисовать на листке то, что получилось, с помощью кругов. Воспитатель также проверяет выполнение у каждого ребенка: что обозначает, как называется каждый круг.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Занятие №29 Тема : «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»
Задачи: активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок; упражнять в подборе определений к существительным; продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков; упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком; совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; развивать мелкую моторику.
Пособия: картинка-схема слова «луна», карточки, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; наборы спичек (или счетные палочки).
Ход занятия 1. Игровое упражнение «Загадки о весне».
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
По голубому блюду Золотое яблочко катится. (Солнце.)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)
В голубой рубашке бежит по дну овражка. (Ручеек.)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
Она под осень умирает, и вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, растёт, цветет она все лето. Коровам без нее - беда: Она их главная еда. (Трава.)
Беленькие горошки. На зеленой ножке. (Ландыш.)
Из-под снега вышел друг, и весной запахло вдруг. (Подснежник.)
Без рук, без топорика Построена избенка. (Гнездо.)
На шесте дворец, Во дворце певец. (Скворец.)
Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)
Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет, поет, поет. (Соловей.)
2. Игра «Весенние слова». Педагог задает вопрос, а дети отвечают:
- Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
- Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нелепые, зеленые, душистые, пахучие.)
- Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу.)
3. Звуковой анализ слова «луна» (аналогично слову «роза» - занятие № 28).
Физкультминутка «Цыпленок»
Озорной цыпленок жил, Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул, Ножку левую согнул, потом правую поднял
И на обе снова встал. Начал крыльями махать, поднимать и опускать: вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо. Хорошо на свете, право! А потом гулять пошел, Червячка себе нашел
4. Игра «Кто в избушку проник?».
Условия игры: воспитатель рассказывает детям сказочную историю, по ходу
рассказа задает детям вопросы.
Правила игры: дети по очереди подбирают слова с определенным звуком.
Текст: «Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у] (муха, паук, гусеница, со звуком [с] (оса, стрекоза, со звуком [м] (муравей, еще одна муха)., вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это? (Жук.) Слово «жук» короткое, потому что в нем мало звуков. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные. (Бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек и муравей.) Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой расползлись».
5. Работа в тетрадях. Записать короткими черточками предложения.
1)Кукла Таня красивая.
2)Мама сшила платье для куклы.
3)Девочка стирает одежду куклы.
6. Игровое упражнение «Мебель для куклы».
Выкладывание из спичек на плоскости стола предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф).
7. Итог занятия.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШАЯ ГРУППА Николай Сладков ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ
Серьезная птица
В лесу у болота колония цапель. Каких только цапель нет! Большие и маленькие: белые, серые, рыжие. И дневные, и ночные.
Разные цапли по росту и цвету, но все очень важные и серьезные. И больше всех важна и серьезна цапля-кваква.
Цапля-кваква - ночная. Днем она отдыхает на гнезде, а ночью ловит на болоте лягушат и рыбьих мальков.
Ночью на болоте ей хорошо - прохладно. А вот днем на гнезде - беда.
В лесу духота, солнце печет. Кваква сидит на краю гнезда, на самом припеке.
Клюв от жары разинула, крылья широкие свесила - совсем разомлела. И дышит тяжело, с хрипом.
Подивился я: серьезная на вид птица, а такая глупая! В тень спрятаться - и на то ума не хватает.
И гнездо построила кое — как - у птенцов ноги в щели проваливаются.
Жара. Хрипит на припеке, разинув клюв, кваква. Медленно движется по небу солнце.
Медленно передвигается по краю гнезда кваква…
И вдруг кровь ударила мне в лицо - так стало стыдно. Ведь кваква телом своим птенцов от жгучего солнца закрывала!
Птенцам ни холодно, ни жарко: сверху тень, снизу в щели гнезда ветерок поддувает.
Сложили они длинные носы свои один на другого, ноги в щели свесили и спят. А как проснутся и есть запросят, кваква полетит на болото ловить им лягушат и мальков. Накормит птенцов и опять на гнездо сядет. Носом по сторонам водит - караулит. Серьезная птица!