Елена Жалковская
Конспект тематического занятия для детей 6–7 лет по ознакомлению с народной музыкальной культурой «Звени, златая Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие для подготовительной группы
«ЗВЕНИ, ЗЛАТАЯ РУСЬ!»
Цель:
использование фольклорного материала, как источника русской культуры, в процессе эстетического воспитания детей.
Задачи:
• Развитие творческой активности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
• Эмоциональное восприятие народного искусства.
• Воспитание патриотических чувств и любви к родному Отечеству.
• Развитие музыкального слуха, чувства ритма, интонационной выразительности;
• Приобщение к элементарному музицированию;
• Ознакомление с традициями русского народа через песенный фольклор.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое»,
• «Физическое»,
• «Социально-коммуникативное»,
• «Художественно-эстетическое».
Оснащение:
• мультимедийное оборудование,
• компьютерная программа Power Point,
• музыкальный центр,
• ударные музыкальные инструменты,
• народные костюмы.
Содержание:
• «Здравствуйте» - валеологическая песенка-приветствие;
• «Хороводный шаг», «змейка», «улитка» - музыкально- двигательные упражнения на ориентировку в пространстве («Посиделки»);
• «Весёлые палочки» - упражнение на развитие чувства ритма;
• «Матрёшки» - элементарное музицирование;
• «Коза и козлёнок» - пальчиковая гимнастика;
• «Русский наигрыш» - слушание музыки;
• «Горынька» - русская народная песня;
• «Моя Россия» - музыка Г. Струве;
• «Швабра» - коммуникативная народная игра.
Ход занятия:
Дети в народных костюмах входят в зал танцевальной походкой под русскую народную музыку «Журавель».
Муз. рук. обращается песенным приветствием сначала к мальчикам, затем к девочкам:
- Здравствуйте, добрые молодцы! (поют ответ)
- Здравствуйте, красные девицы! (поют ответ) А теперь, прежде чем мы с вами окажемся в мире русской народной музыки, поднимем друг другу настроение доброй песенкой. И пусть это утро для нас будет по-настоящему добрым.
«Доброе утро». (Песня сопровождается движением) :
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем дружнее, дружнее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, будем все здоровы!
Муз. рук. :
А теперь, честной народ, становись-ка в хоровод.
Глазки влево, глазки вправо – потанцуем мы на славу!
(Установка на осанку, умение держать шеренгу, соблюдать «правила хоровода», движением глаз следить за положением друг друга в пространстве)
Исполняют хороводный танец «Посиделки». (Остаются в кругу)
Муз. рук. :
Раздаю вам палочки, палочки-стукалочки.
Чётко, ясно говорим, когда палочкой стучим.
Упражнение на координацию речи и движения «Весёлые палочки».
Муз. рук. :
Друзья мои, приглашаю вас занять места на стульчиках. Нас ждут музыкальные инструменты и русская народная песня «В деревне то было Ольховке».
(Проговариваем слова припева, уточняем значение слов: «лапти лыковые», «ходитё»,
«тятька», «сплетё» и т. д.)
Я предлагаю вам разделиться на 4 подгруппы. В каждой подгруппе свои инструменты и своя ритмическая формула, которую надо будет точно сыграть. Ознакомимся с ними.
Дети проговаривают ритмослогами свои партии, уточняют очерёдность, исполняют. Ребята помогают собрать инструменты, вежливо обращаясь, друг к другу.
Муз. рук. :
А сейчас мы немного отдохнём и поиграем пальчиками. Кто из вас хотел бы
показать и провести игру?
Желающий ребёнок без слов начинает показ. Дети по движению рук угадывают игру.
Затем, игра проводится в обычном порядке.
Звучит музыка «Русский наигрыш». Активное слушание.
Муз. рук. (обращается к детям) :
Ребята, вы сейчас послушали музыку. Не зная её названия, что вы можете о ней рассказать? О её характере, настроении? (Ответы детей) Это произведение называется «Русский наигрыш». Как вы думаете, почему оно так называется? (Ответы) Верно, слово «русский» говорит о том, что это народная музыка. Слово «наигрыш» обозначает мелодию, чаще плясовую, исполняемую на каком-нибудь музыкальном инструменте. Вы правильно отметили плясовой, задорный, бойкий характер этой музыки. Звучание каких музыкальных инструменты вы услышали?
(Дети перечисляют названия. В это время идёт видеоряд этих инструментов на слайдах. Знакомятся с новым инструментом бас-балалайкой)
А кто из вас хотел бы поплясать под эту музыку?
Свободная плясовая импровизация детей. «Зрители» аплодируют «артистам».
Муз. рук. :
А теперь подышат носики, наши носики-насосики. (Выполняем дыхательные упражнения). Мелодию, какой песни вы сейчас слышите? (ответ)
Дети исполняют народную песню «Горынька», отрабатываются разные приё мы пения: всей группой, «цепочкой» без сопровождения, закрытым ртом.
Муз. рук. Предлагает детям прочесть стихотворение «Родина» Феодосия Савинова.
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля.
Вижу горы и долины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья.
Это русская сторонка, это Родина моя!
Дети стоя исполняют песню «Моя Россия», сопровождаемую слайдами.
Муз. рук. :
В заключении нашей встречи поиграем в русскую народную игру «Швабра». (Вспоминаем правила игры). Становитесь парами и запевайте весело.
Проводится игра.
Муз. рук. :
Вот и подошла к концу наша встреча с русским народным творчеством. Мне радостно от того, что с нами сегодня была такая замечательная музыка, которая нас подружила, сделала нас богаче и добрее. Пожелаем друг другу хорошего настроения и до новых встреч.
Под русскую музыку дети покидают зал.