Оксана Липатова
Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное путешествие по планетам»
Пояснительная часть:
Цель: способствовать популяризации знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к знаниям о космосе с помощью основных видов музыкальной деятельности дошкольников, продолжать формировать представления об устройстве Солнечной системы, видах небесных тел
Публикация «Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста „Музыкальное путешествие по планетам“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, в т. ч. к редко исполняемым для широкой публики произведениям, воспитывать интерес к сказкам разных народов
Развивающие: развивать певческие, танцевальные способности детей, интерес к игре на детских музыкальных инструментах и слушанию музыки.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Оборудование: музыкальный центр, флэш-диск, ноутбук, медиапроектор, 30 декоративных звёздочек разных цветов из плотного картона и блестящей самоклеящейся плёнки для финального танца, 4 зелёных больших и 8 маленьких звездочек для выкладывания ритмических схем, магнитная доска с нотным станом, и изображениями планет в виде нот и Земли в виде скрипичного ключа, отрез полупрозрачной вуали 3х3 м, костюмы Звездочёта и Звёздочки.
Предварительная работа: разучивание песен и танцев с детьми, знакомство детей с тематическими музыкально-дидактическими играми, обсуждение плана мероприятия с воспитателями.
Ход мероприятия
Дети заходят в зал под музыку, садятся на стульчики
Музыкальный руководитель (далее – МР): Здравствуйте ребята!
Сегодня мы будем говорить о звёздном небе, о его загадках и сказках. Но прежде, чем мы начнём, давайте поздороваемся, как мы обычно это делаем.
МР (поёт): здравствуйте, ребята!
Дети (поют): здравствуйте!
МР: За окном осень. Всё чаще небо хмурится. Но иногда природа дарит нам ясную погоду. И вот тогда, когда тёмными осенними ночами мы видим на небе звезды, планеты, а если повезёт, то и другие небесные тела. Сейчас мы поиграем. С началом музыки мы с вами выполняем знакомые движения из тех танцев, которые мы учили, знакомясь со сказками звёздного неба. С окончанием музыки я называю какое-либо небесное тело или созвездие, а вы должны остановиться и изобразить то, что я назвала (МР при необходимости напоминает детям, что «звезду» можно показать, поставив ноги на ширине плеч, руки вытянув в стороны вверх с раскрытыми пальцами, «планету» - соединив руки в круг, «созвездия» - выстроившись в группы по 3-4- человека, «комету» - выстроившись в «хвост» за ведущим)
МР: Спасибо! С заданием вы справились. Садитесь на места. Дети садятся на места.
МР: Ребята! На нашей магнитной доске вы видите сегодня необычные ноты! Что же у нас сегодня на нотном стане?
Ответы детей:
МР: Правильно! Это планеты! Дело в том, что с давних времён у некоторых народов считалось, что планеты тоже обладают своей музыкой. Нот у нас семь, и соседей Земли по Солнечной системе тоже семь. В разных странах по-разному решали, какая нота какую означала планету. Например, они могли расположиться на нотном стане так (показывает на нотный стан, Земля – часть скрипичного ключа).
Ноты различаются по высоте (МР проигрывает гамму), а планеты, как считали раньше, различались по характеру.
Сейчас мы послушаем отрывки из музыкальных произведений композитора Густава Холста. Каждое из них посвящено одной из планет. Венера у нас нежная, Марс воинственный, Нептун – загадочный, а Юпитер – величественный. А вы, пожалуйста, отгадайте, какой же именно планете посвящён каждый отрывок.
Звучат отрывки из симфонической сюиты Г. Холста «Планеты» из пьес «Венера», «Марс», «Юпитер», «Нептун»
МР: Звёздному небу посвящены не только шедевры классической музыки, но и всем нам знакомые и любимые нами песни. Давайте споём одну из них.
Дети выстраиваются полукругом
Песня «Листопад» («Небо все созвездия зажгло»)
(муз. Е. Филипповой, сл. Е. Трутневой)
Дети садятся на места.
МР: За год наша Земля делает 1 оборот вокруг Солнца, а нам кажется, что солнышко проходит круг из 12 созвездий. Давайте сейчас вспомним нашу музыкальную игру о зодиакальных созвездиях – я начинаю музыкальную фразу, а вы заканчиваете.
Музыкальная игра «Наше Солнце круглый год по созвездиям идёт».
МР: А сейчас настало время для сказки, но не обычной сказки, а музыкальной. Уважаемые помощники – помогите, пожалуйста, раздать инструменты. Дети в костюмах Звёздочки и Звездочёта раздают маракасы, бубенцы, а МР – металлофоны, треугольники и барабан.
Сказка-шумелка «Первая водяная лилия» (по мотивам фольклора североамериканских индейцев).
Давным-давно люди и звери жили мирно и счастливо. Днём люди играли в мяч, а по вечерам все сходились поглядеть на звёзды.
И вот как-то ночью индейцы увидели, что одна звезда засияла прямо над самой высокой горной вершиной. Люди увидели, что звезда порхает совсем неподалёку и больше похожа на птицу, чем на другие звёзды. (Давайте представим, если бы с вами вот так невдалеке увидели прекрасную звезду, какими бы словами мы бы её описали? Мерцающая, прозрачная, нежная. Эти определения можно отнести и к звукам некоторых музыкальных инструментов, к каким? Треугольник, металлофон, бубенцы. (Дети играют на этих инструментах) На следующую ночь звезда явилась людям в облике прекрасной девушки. Она обратилась к ним с такими словами:
«Я полюбила людей земли и желаю остаться, чтобы жить среди вас. Пусть ваши мудрецы подскажут, где мне жить на Земле».
Одни сказали: «На верхушках огромных деревьев». Но звезда решила что шелест листьев и шум кроны будут мешать ей слышать речи людей. (Шелестим)
Другие предложили: «В сердце самого красивого цветка»
Звезда выбрала горную розу. Ей нравились капельки на лепестках этого чудесного цветка, оставшиеся после дождя. (Изображаем дождик – металлофоны – частый и одиночные капельки). Но в горах ей было одиноко. Она спустилась в прерию и чуть не попала под копыта бизонов (изображаем топот бизонов - барабаны).
Тогда она нашла обрывистую скалу, но она оказалась такой высокой, что дети ни за что не смогли бы увидеть её. К тому же со скалы часто осыпались мелкие камушки (игра мелкими длительностями на ксилофоне).
Наконец, звезда сказала: «Я знаю, где мне будет лучше всего – на воде! Там я смогу видеть, как проплывают мимо ваши каноэ. Ребятишки будут играть на берегу и станут моими товарищами. (Изображаем журчание воды – глиссандо на металлофоне). Даже самые маленькие полюбят меня: я буду навевать им сладкие сны в колыбели и петь песни. (Поём и играем колыбельную-бусинку – «Сонная гамма»)
Сказав так, звезда вошла в озеро и распростёрла крылья на его глади. На другое утро люди увидели на озере тысячи белых цветов в окружении зелёных листьев. То были первые водяные лилии.
Звёздочка из сказки прислала нам своих помощниц, чтобы мы могли проверить, как мы играем по ритмическим схемам.
МР выкладывает несколько схем на магнитной доске большими и маленькими звёздочками: ти-ти-ти-ти-Та-Та, ти-ти-Та-ти-ти-Та.
МР: Уважаемые помощники, помогите мне собрать инструменты. Собираем музыкальные инструменты.
МР: Ребята! В далёкие стародавние времена ещё не были изобретены компасы, навигатор, не было спутниковой связи. Но люди отправлялись в далёкие путешествия, открывали новые города и страны и возвращались домой. Как вы думаете, как ориентировались отважные мореплаватели и караванщики?
Ответы детей.
МР: Правильно, люди запоминали, какие созвездия находятся на небе, где именно они там располагаются. Какие вы сейчас можете вспомнить созвездия?
Ответы детей:
МР: Молодцы, ребята! Но самые узнаваемые в любое время года созвездия, это, конечно, созвездия Большой и Малой Медведиц.
Давайте споём о них нашу любимую песню из любимого мультфильма «Умка». Дети становятся полукругом.
«Колыбельная Медведицы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева).
Дети садятся на места
МР: Именно в созвездии Малой Медведицы – находится звезда, которую часто называют ещё путеводной, потому что чётко указывает на Север. Как она называется? Ответы детей.
МР: правильно, Полярная звезда. Сейчас ребята покажут пластический этюд о ней.
Пластический этюд «Путеводная звезда»
Дети садятся на места
МР (под музыкальное вступление начинает читать стихотворение и разбрасывать звёздочки):
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они. А. Хайт
Танец «Звёздный хоровод» (муз. М. Леграна)
Дети садятся на места.
МР: Ребята, наше занятие подходит к концу. Что вам больше всего понравилось? Что бы вы хотели в следующий раз повторить? Ответы детей.
Молодцы ребята! Сегодня вы все были очень внимательными, старательными, очень музыкальными! На память о нашем сегодняшнем занятии я дарю вам в группу паззл «Созвездия Большой и Малой Медведиц».
Поёт: До свидания, дети!
Дети (поют): До свидания!
Дети организованно покидают зал.