Елена Зелова
Тематический план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
№ Тема недели Тема НОД Задачи
СЕНТЯБРЬ
1 «По страницам летних дней» (До свидания лето, здравствуй детский сад) (Интернет – ресурс) Закрепить полученные впечатления о лете. Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжить знакомство с детским садом, как ближайшим окружением ребёнка. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике «1 Сентября».
2 «Моя малая Родина. Мой город» (10.09. – День города)
Публикация «Тематический план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
(Интернет – ресурс) Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Познакомить с достопримечательностями. Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства и гордости за достижения своих соотечественников.
3 «Овощи, фрукты, сад, огород, сельскохозяйственные профессии»
«Сентябрь без плодов не бывает»
(Технология организации познавательной деятельности/ Ельцова, Есинова, Морина, стр. 9) Продолжать расширять представления детей об овощах и фруктах и систематизировать знания о них (о месте и условиях их произрастания, пользе, труде взрослых в садах и огородах, учить устанавливать различные связи в природе. Расширять словарный запас через участие в опытно-экспериментальной деятельности, словесно-речевых играх.
Развивать образное мышление, воображение, побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых. Развивать эмоциональную сферу, умение работать в подгруппе.
4 «Лес, деревья, кустарники. Экосистема – лес. Дары леса (грибы, ягоды)
«Осень в лесу»
(Технология организации познавательной деятельности/ Ельцова, Есинова, Морина, стр. 18) Формировать представление об осеннем лесе, о состоянии растений осенью на основе происходящих изменений в природе. Учить устанавливать разнообразные связи в природе – между состоянием растений и условиями среды. Дать детям представление о лесе как экосистеме. Расширять словарный запас через участие в опытно-экспериментальной деятельности, словесно-речевых играх.
Развивать образное представление, умение решать логические задачи, умение устанавливать причинно-следственные связи, объяснять свой выбор.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, лесу, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
ОКТЯБРЬ
1 «Будет хлеб – будет и обед»
(хлеб)
«Пот по спине – так и хлеб на столе»
(Технология организации познавательной деятельности/ Ельцова, Есинова, Морина, стр. 12) Формировать и обобщать представления детей о процессе выращивания хлеба; продолжать знакомить с профессиями людей, выращивающих хлеб, с техникой, помогающей хлеборобам. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, опытно-экспериментальной деятельности.
Развивать наглядно-образное мышление, память, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых, любовь к художественному слову.
2 «Подворье» (Домашние животные и птицы) (Интернет – ресурс) Уточнить, расширить представление детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, о пользе и роли и в жизни человека. расширять представления о профессиях людей, ухаживающих за ними.
3 «Здоровое питание. Полезные продукты. Столовый этикет» (продукты питания, посуда)
«Здоровое питание дарит процветание»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 106)
Формировать представление о полезных веществах, находящихся в определенных продуктах; познакомить с тем, из чего приготовляются разные продукты (сахар – леденцы, шоколад – какао). Воспитывать интерес к правильному питанию, желание правильно питаться и отказываться от нездоровой пищи.
Систематизировать представления о видах посуды, её назначении, из каких материалах она изготовлена; познакомить с историей появления посуды. Воспитывать бережное к ней отношение и желание помогать взрослым расставлять и убирать посуду.
4 «Неделя здоровья. ЗОЖ» (спорт)
(Интернет – ресурс) Расширять представление детей о своем теле, здоровье и здоровом образе жизни, его ценности, полезных привычках. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать интерес и любовь к спорту, физическим упражнениям.
5 «Осенняя пора, очей очарованье» «Осень в городе»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 27)
Закрепить представления детей о признаках осени: стало холоднее; небо всё чаще покрывается серыми и тяжелыми тучами; облетают листья с деревьев и кустарников; листопад; вянет и желтеет травка; птицы улетают в теплые края; день становится короче, а ночь длиннее. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, происходящих в городе. Развивать образное представление, умение выделять главное, приводить примеры (обосновывать). Развивать мелкую моторику, используя наглядные пособия, дидактические игры и упражнения. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, доброжелательное отношение к окружающей среде и друг к другу.
НОЯБРЬ
1 «Моя страна, моя Россия» (04.11. – День народного единства)
«Наша Родина большая, необъятная страна»(Технология организации познавательной деятельности, стр. 47) Формировать представления об истории своей страны, о старинных вещах, связанных с историей России и их происхождении. В общих чертах и в доступной форме дать представление о государственном устройстве России. Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, любовь к художественному слову; развивать эмоциональную сферу.
2 «Волшебная кисточка» (портрет, пейзаж, натюрморт)
(Интернет – ресурс) Закрепить знания детей о профессии «художник», значимостью его деятельности для общества, орудиями труда. Формировать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. Расширять представления о жанрах изобразительного искусства
3 «Моя семья» (День матери)
«Моя семья – мое богатство» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 36) Способствовать формированию интереса к истории семьи, родословной, становлению чувства собственного достоинства. Сформировать представление о многопоколенной семье (дочь – мама – бабушка). Воспитывать ответственное отношение к своим домашним обязанностям, уважительное, понимающее, бережное отношение к традициям своей семьи.
4 «Дикие животные полосы России»
«Осень поздняя несёт первый снег и первый лёд» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 33) Систематизировать знания детейо жизни диких животных осенью, об изменениях в их жизнедеятельности на основе происходящих изменений в природе, о подготовке животных к зиме. Систематизировать представления о животных, обитающих в России и развивать любовь к родине и природе.
ДЕКАБРЬ
1 «Кто живет в зоопарке?» (экзотические животные) (Интернет – ресурс) Расширять представления детей об экзотических животных, особенностях внешнего вида, пищи, приспособленности к определенной среде обитания. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при ознакомлении с правилами поведения в природе.
2 «Зимушка–зима»
«Невидимкоюзимою околдован лес стоит» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 56) Систематизировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания на примере ближайшего окружения – зимнего леса. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, эмоциональную сферу. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, лесу, художественному слову.
3 «Зимние забавы»
«В зимних шапках все дома, в городе опять зима» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 60) Продолжать формировать представления детей о природе города зимой, о зимних природных явлениях; познакомить с зимними забавами, зимними видами спорта; формировать потребность в двигательной активности, интерес к спорту и физическим упражнениям, представления о правилах безопасности во время проведения зимних игр.
4 «Новый год»
«Новогодние традиции» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 65) Способствовать формированию осознанного отношения к празднику Новый год, закрепить понятие «традиция», дать представление о традиции празднования Нового года на Руси и в других странах мира. Способствовать проявлению эмпатии и заботы по отношению к своим близким, к членам своей семьи, интереса к семейным традициям.
ЯНВАРЬ
1 «Народные традиции» (Рождество,колядки)
(Интернет – ресурс) Приобщение детей к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси. Прививать любовь и уважение к традиции и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
2 «Народные промыслы»
«Я сейчас готовить буду, соберу на стол посуду» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 103) Систематизировать представления о видах посуды, её назначении, из каких материалах она изготовлена; познакомить с историей появления посуды. Воспитывать бережное к ней отношение и желание помогать взрослым расставлять и убирать посуду. Расширять представления о народных художественных промыслах, развивать чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами. Дать представление об общности народных художественных промыслах и их различиях.
3 «Комнатные растения»
«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» (С. Н. Николаева. Экологическое воспитание, стр. 62) Способствовать познанию мира природы, разнообразия растительного мира; учить выделять характерные признаки комнатных растений, создавать для растений благоприятные условия, помочь освоению навыков ухода за ними.
4 «А у нас в квартире газ, а у вас?» (мебель, бытовая техника, правила безопасности в быту) «Предметы быта, создающие комфорт» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 81) Систематизировать представления об электробытовых приборах, их разнообразии и назначении; показать значимость бытовой техники для человека. Развивать умения сравнивать предметы по их функциям, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил пользования предметами быта, помнить о безопасности своей и окружающих людей.
ФЕВРАЛЬ
1 «От кареты до ракеты. Транспорт и его история»
«От кареты до ракеты» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 74) Уточнить и систематизировать представление о разнообразии видов транспорта, о развитии человеческой цивилизации на примере развития транспорта. Познакомить со строением автомобиля, с профессиями людей, работающих на транспорте. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, любовь к художественному слову.
2 «Азбука безопасности. ПДД»
(Интернет – ресурс) Формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Углубить знания о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы. Воспитывать сознательное отношение к выполнению ПДД.
3 «День защитника Отечества»
«Тот герой, кто за Родину горой»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 85) Продолжать формировать первоначальные представления о России – государстве, имеющем свою историю, свои границы, которые надо защищать, о назначении и функции армии. Учить детей определять хронологическую последовательность исторических событий. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, любовь и гордость за свою Родину, желание охранять и защищать своё Отечество. Продолжать воспитывать любовь к художественному слову.
4 «Все профессии нужны, все профессии важны»
(профессии и связанные с ними инструменты)
«Кем быть?»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 89) Расширять у углублять представления о труде человека и его социальной значимости. Раскрыть представление об особенностях труда представителей разных профессий; поддерживать интерес к отображению различных профессий в словесных и сюжетно-ролевых играх. Развивать интерес и стремление к определённым видам труда. Воспитывать уважительное отношение к результатам труда людей разных профессий. Поощрять желание помогать взрослым в доступных видах и формах трудовой деятельности.
МАРТ
1 «Международный женский день»
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 93) Способствовать осознанию значимости мамы в жизни каждого человека. Формировать представление о том, что женщина имеет несколько социальных ролей в жизни (мать, дочь, жена, бабушка, сестра, подруга, тётя, невестка); дать знания о том, что у каждой женщины есть профессия, любимая работа, свои интересы и увлечения. Воспитывать чувство признательности и любви к своей маме, желание заботиться о ней.
2 «Весна – красна»
«Уж красавицы Весны колесница золотая мчится с горной вышины!» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 98) Продолжать формировать представления детей о природе города весной, весенних природных явлениях, о взаимосвязи живой и неживой природы. Познакомить с понятием «весеннее равноденствие» на модели увеличения светового дня. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе в городе, интерес и любовь к народной традиции.
3 «Одежда, обувь, головные уборы»
Учить составлять и решать простые задачи по числовому примеру; упражнять в измерении составной меркой, в счете; развивать мелкую моторику. Формировать представление о мужской и женской одежде на Руси. Учить определять хронологическую последовательность возникновения и совершенствования процесса изготовления одежды. Дать первоначальное представление о том, что одежда людей определяется климатом той местности, где они живут. Развивать образное мышление через знакомство с пословицами. Вызвать интерес к крестьянскому быту, уважение к труду взрослых.
4 «Цирк. Театр» (27.03. – День театра)
(Интернет – ресурс) Создание условий для приобщения к театральному искусству и формирования положительного отношения к нему. Обогащение знаний детей о цирковом виде искусства (цирковых профессиях и труде эквилибристов, акробатов, клоунов, дрессировщиков и пр., а также животных, работающих в цирке).
АПРЕЛЬ
1 «Пернатые хозяева неба» (01.04. – День птиц)
«У каждой пташки свои замашки»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 22, 76) Систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелётные», «кочующие», «оседлые», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения в разное время года и понимать причины приспособления к изменениям в природе. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им в холодное время года.
2 «Космические просторы» (12.04. – День Космонавтики)
«По-английски – астронавт, а по-русски - космонавт»
(Технология организации познавательной деятельности, стр. 114) Продолжать формировать элементарные представления о космосе, о Земле как планете Солнечной системы; познакомить с историей освоения космоса. Учить детей ориентироваться в простейших картах и схемах. Развивать умение рассуждать, выстраивать определенную последовательность исторических событий. Воспитывать интерес к космосу и чувство восхищения достижениями человечества.
3 «Береги природу!» (экологическая неделя)
(Интернет – ресурс) Продолжить знакомство с признаками и свойствами растений, ка живых организмов (питаются, дышат, растут); расширять представления о сезонных изменениях, простейших связях в природе; закреплять знания о правилах безопасного поведения на природе; учить замечать красоту весенней природы; воспитывать бережное к ней отношение.
4 «Книжная неделя» (23.04. – книжная неделя)
(Интернет – ресурс) Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности; развивать способность к целостному восприятию текста, устанавливать временные, последовательные и простые связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков; продолжать учить пересказывать сказки и рассказы; отражать свои впечатления о прослушанном произведении, героях и событиях в различных видах деятельности.
МАЙ
1 «День Победы»
«Их помнит вся Россия» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 129) Продолжать способствовать осознанию детьми нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий. Расширить представления о празднике День победы, его значимость для нашего народа, способствовать формированию осознанного отношения к праздникам страны. Развивать образное представление, восприятие, доказательную речь, произвольное внимание. Воспитывать нравственно-патриотические качества (гуманизм, гордость за свою Родину и любовь к ней); интерес к истории своей страны, к подвигам людей, защитившим её в годы войны, к героям фронта и тыла. Развивать эмоциональную сферу через прослушивание патриотических песен и рассматривание плакатов военных лет.
2 «Музеи моей страны и моего города» (18.05. – День музея)
(Интернет – ресурс) Закрепить понятия о достопримечательностях города, в частности, о музее; формировать представление о разных видах музеев. Познакомить с известными музеями нашей страны (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Радищевский музей и т. д.) Приобщить к русской национальной культуре, познакомить с профессиями людей искусства.
3 «Вода – это наше богатство!» (водоёмы и их обитатели, для чего нужна вода и т. д.)
«О. если б могли разговаривать рыбы…» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 135) Обобщать и систематизировать знания детей о воде её свойствах, о значении воды в жизни человека и природы. Воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику здоровья и жизни человека и всего живого на Земле. Учить находить, показывать и, возможно, называть океаны, некоторые моря и реки. Расширять и систематизировать представления о рыбах, их разновидностях (морские, пресноводные и аквариумные, характерных признаках и среде обитания. Воспитывать желание беречь живую природу и участвовать в акциях по очищению рек, озер и их берегов от мусора.
4 «Здравствуй, лето. Насекомые»
«На лесной полянке чудо – на листочках бантики…» (Технология организации познавательной деятельности, стр. 141) Формировать и систематизировать представления детей о насекомых и среде и обитания, расширить знания о пользе насекомых в природе и для жизни человека. Показать на примере пчел и бабочек, как насекомые приспосабливаются к окружающей среде. Развивать умение выделять характерные признаки насекомых, навыки классификации, зрительное восприятие, внимание. Способствовать появлению у детей желание беречь живую природу, заботиться о ней.