Екатерина Фомина
Тематический контроль по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический контроль
«Воспитательно-образовательная работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Публикация «Тематический контроль по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цели: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП; путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у детей в ДОУ.
Задачи:
• определить профессиональный уровень подготовки педагогов по данному разделу;
• провести оценку условий, обеспечивающих выполнение образовательной программы;
• проанализировать систему планирования воспитательно-образовательной работы по данному направлению развития детей;
• определить формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников согласованности действий педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
Сроки проведения контроля : с 13.10.2014 по 17.10.2014
План тематического контроля
№ п/п Направление работы Сроки осуществления контроля Предлагаемые рабочие материалы № приложения
1 Оценка профессиональных умений воспитателя 13.10.2014 – 15.10.2014 • Карта анализа профессионального мастерства воспитателя и предметной развивающей среды по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
• Карта анализа фрагмента НОД (с точки зрения деятельности воспитателя на НОД)
• Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя 2
1
3
2 Оценка предметно-развивающей среды в группах 16.10.2014 • Карта анализа профессионального мастерства воспитателя и предметной среды по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений 2
3 Оценка планирования работы 16.10.2014 • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по разделу «Развитие элементарных математических представлений» 4
4 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме 15.10.2014 – 17.10.2014 • Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу (приложение)
• Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка?»
• Выводы по результатам анкетирования родителей.
Справка по итогам тематической проверки «Анализ воспитательно-образовательной работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
С 13 по 17 октября 2014 года в МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида» проводилась тематическая проверка «Анализ воспитательно-образовательной работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Целями которого были определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП; путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у детей в ДОУ.
В ходе проверки были посещены все возрастные группы, изучались планы воспитательно-образовательной работы, состояние документации по разделу «Познавательно-речевое развитие», проанализирована сменяемость материала информационного стенда для родителей.
Отмечено, что воспитателями и специалистами накоплен определенный опыт работы по развитию элементарных математических представлений. Проверка подтвердила использование педагогами разнообразных форм в организации НОД и совместной деятельности по РЭМП.
Оценка профессиональных знаний педагогов ДОУ показала, что педагоги в процессе подготовки и организации НОД по развитию элементарных математических представлений недостаточно точно определяют задачи, методы и приемы, используемые педагогами, не всегда рационально подобраны и оправданы. Условия, создаваемые на занятии, не способствуют проявлению творческих способностей. Воспитатели не умеют действовать в ситуации непредвиденного поведения детей. Вместе с тем положительный опыт был отмечен у воспитателя Барышниковой М. В.
По результатам анализа предметно-развивающей среды имеются следующие замечания: в группах № 6, 8, 11 недостаточное количество счетного материала, в группах № 2, 3, 4, 7 воспитатели проявили умение правильно подбирать дидактический материал. Во всех группах имеются игры по развитию психических процессов, центры активности по РЭМП используются постоянно. Дети самостоятельно играют с предложенным материалом.
По результатам оценки планирования воспитательно-образовательной работы в группах выявлено, что при планировании НОД воспитатели гр. № 3, 4, 11 не всегда прописывают программное содержание, методы активации детей в процессе НОД частично не планируются в журнале гр. № 8, физкультминутки с математическим содержанием всегда планируются только педагогами группы № 4. При планировании воспитательно-образовательной работы вне НОД воспитатели групп № 1, 3, 6, 7 не используют игры-экспериментирование (в группах № 3, 7 не созданы для этого условия). Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры не прописаны в тетрадях групп № 5, 11. Планирование наблюдений не выявлено в группах № 3, 6, 7. Чтение художественной литературы для введения в тему НОД не используется в группах № 8,11. Планирование интеллектуальных досугов не проводится в группах № 4, 7, 8,11. Воспитатели всех групп планируют и реализовывают индивидуальную работу с детьми в процессе НОД и в режимных моментах.
Во всех группах выявлен формальный подход в планировании работы с семьями. При организации взаимодействия с семьями воспитатели групп № 3, 4, 5, 6, 7, 11 используют, в основном, традиционные формы работы, отмечается низкий уровень коммуникативных умений педагогов для налаживания тесного взаимодействия. Отмечается однообразие тематик и форм проведения родительских собраний во всех группах (кроме гр. №1, 4, 6). Отмечается низкий уровень обобщения и распространения опыта педагогов ДОУ по взаимодействию с семьей, организации открытых мероприятий для родителей; во всех группах (кроме гр. № 1, 5) отмечается неэстетичность оформления родительских витрин, редкая сменяемость информации.
По анализу результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что воспитатели не знакомят родителей с программными требованиями по РЭМП, достижениями воспитанников, редко консультируют по проблеме РЭМП.
Вывод: признать работу педагогов «Детского сада № 19» по проблеме развития элементарных математических представлений удовлетворительной.
По результатам проверки педагогам были предложены следующие рекомендации:
1. Ознакомиться с методикой организации и проведения НОД по РЭМП в своей возрастной группе (воспитатель гр. № 4 Тарасова Л. С.). Обратить внимание на культуру речи. (воспитатель гр. № 11 Фомина Е. В.)
2. Воспитателям всех групп пополнить или обновить материал в зонах активности по РЭМП.
3. Воспитателям всех групп запланировать и провести методическую работу по проблеме РЭМП.
4. Воспитателям всех групп (кроме гр. № 1 и № 5) обратить внимание на содержанием и внешний вид уголка для родителей, пополнить его необходимой информацией.
5. Воспитателям всех групп провести тематическое родительское собрание, на котором ознакомить родителей с требованиями программы по разделу РЭМП. Проконсультировать родителей по проблеме РЭМП вне детского сада.
Заведующая МДОУ «Д/с