Вилкова Татьяна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные
* закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам
* продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр;
* закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
2. Развивающие
* развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность;
* развивать умение пользоваться план-схемой при составлении рисунков;
* развивать умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
* активизировать речь, учить пользоваться математическими терминами;
* совершенствовать навыки учебной деятельности;
3. Воспитательные
* воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, взаимопомощь.
Предварительная работа : составление и решение задач, решение примеров, игры с математическим планшетом, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы : мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса - персонажи сказки «Колобок»;
Раздаточный материал : листочки в клеточку, простые карандаши, касса цифр, математический планшет
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Дети, вы любите сказки? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок). Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это Колобок. (слайд №2). Главный герой, пришел к нам на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабушка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько зверей и опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся вместе с колобком помочь избежать неожиданных неприятностей всем героям сказки. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю поиграть с мячом. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.
2. Интеллектуальная разминка
- Сколько дней в неделе? (7)
* Сколько углов у квадрата? (4)
* Сколько хвостов у пяти коров? (5)
* Сколько лап у двух гусей? (4)
* Какие арифметические знаки вы знаете?
* Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
* Если стол выше стула, то стул?
* Если дорога шире тропинки, то тропинка?
* Назови соседей цифры 5, 6, 7
* Назови соседа цифры 7 слева, справа
* Назови число, следующее за числом 5. (6)
* Сколько месяцев в году? (12)
* Назови предыдущее число 5, последующее(4, 6)
* Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
Воспитатель: - Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. А теперь проходите на свои места.
Воспитатель: - Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (Игрушка)
Колобок: - Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: - Здравствуйте. Мой братишка попал в капкан, помогите ему освободиться!
Воспитатель: - А что мы должны сделать?
Заяц: - Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
Воспитатель (берет записку) : - Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе! Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Давайте разомнем пальцы.
Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Открывает его волк
Дерг-дерг, дерг-дерг
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок!
Воспитатель: - Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь!
3. Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: - От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: - Что получилось? (Ключ). Вы догадались, для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан)
Заяц: - Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание. Но ключиков у вас получилось много, вот сколько (слайд №3, а чтобы открыть капкан нам нужен ключик под номером 9. Чтобы узнать, какой это ключик, вы должны решить примеры и узнать ответ.
- Молодцы, правильно. Спасибо, до свидания!
Воспитатель: - А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: - От чего грустишь, зубастый?
Волк: - Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи-
Буду благодарен вам!
Воспитатель: - Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.
Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе (слайд №4)
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько зайцев сидят под деревом? (4).
- Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).
- Давайте составим про них задачу.
Воспитатель:
- О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой).
- Сколько их было сначала? (4).
- Сколько прибежало потом? (3).
- Зайцев меньше или больше стало? (Больше).
- Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)
- А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под елкой). Составим задачу. 4. Работа с кассой цифр:
Ребенок: - Под деревом сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под елкой?
Воспитатель: - Давайте обозначим решение цифрами и знаками. Воспитатель: - Придумайте, дети, свою задачу на вычитание. Выложите решение в кассе.
Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания!
Воспитатель: - Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
5. Физкультминутка
1 ребенок: Мы на плечи руки ставим, Начинам их вращать, Так осанку мы исправим, Один-2-3-4-5! Руки к плечам, круговые вращения, плечами вперед и назад.
2 ребенок: Чтоб получше нам размяться, Будем ниже наклоняться. Наклоняемся вперед, А потом наоборот. Наклоны вперед и назад
3 ребенок: Вот еще одно заданье- Выполняем приседанья. Не ленитесь приседать! Один -2-3-4-5! Приседания
4 ребенок: Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем Хлопки, Топот.
5 ребенок: Мы попрыгаем немного И пройдемся по дороге За столы садимся дружно Нам теперь учиться нужно. Прыжки на месте Ходьба на месте Садятся.
Воспитатель: - Покатился колобок дальше.
Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: - В лесной школе мне дали вот такую дощечку и попросили сделать на ней рисунок часов, а я не знаю, как работать с этой дощечкой. Помогите мне, ребята.
Воспитатель: - Ребята, поможем медведю? Расскажите сначала, что это за дощечка и что с ней можно делать. (Ответы детей) Воспитатель: - Садимся на места и покажите медведю, как нужно составлять рисунок на этой дощечке. Попробуйте сами на планшете составить часы. Проявите свою фантазию (показ образца (слайд №5).
Медведь:- Большое спасибо, я наконец-то понял, как нужно работать с этим планшетом. Мне пора в лесную школу. До свидания!
Воспитатель: - Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: - Здравствуй колобок, здравствуйте ребята! Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась (слайд №6). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.
6. Дидактическая игра «Будь внимателен!»
(Показ образца. Воспитатель задает вопросы.)
Воспитатель:- Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте. (Дети выполняют задание) Теперь проверяйте. (Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).
Итог занятия :
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: - Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!