Светлана Тихонова
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных операций и способностей. которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так, важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Публикация «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений» размещена в разделах
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Математика-это цепь математических познаний, и если одно звено цепи выпадет, то неизвестно, будет ли существовать эта цепочка в дальнейшем.
В детском саду математике не учат, а формируют у детей элементарные математические представления. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.
Сегодня воспитателю необходимо сделать обучение занимательным, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно занимался. Образовательная деятельность в детском саду проводится в интересной, игровой форме. Дети незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Предусматривается использование нетрадиционных форм организации детей. Это игры-путешествия, математический КВН, «Поле чудес», «Угадай-ка!».
Воспитатель заботится о прочном усвоении детьми знаний. О развитии интереса к математическим занятиям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умении делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца (находить правильное решение, ответ). У детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия, нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику. Ребята убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений невозможно осуществить без опоры на наглядность. Воспитывая умение пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своем рабочем месте, воспитатель приучает детей работать организованно так, чтобы ни одна минута не проходила впустую.
Если повторяются одни и те же способы обучения, то можно наблюдать снижение интереса у детей к изучаемому материалу. Однообразие утомляет детей, поэтому надо стремиться разнообразить деятельность дошкольников, пробуждая их активность, самостоятельность, вызывая у них заинтересованность.
Большое внимание уделяется развитию логического мышления. Одним из видов развития логики являются загадки. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром. Использование загадок вырабатывает умение сопоставлять и сравнивать предметы. В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. Эти игры способствуют развитию внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде, где созданы условия для сосредоточения детей, увлечения их математическими и логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.
Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и взрослым, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры. В свободной деятельности ребенок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.
Взрослый, независимо от характера игровой деятельности, ее назначения (свободная или организованная, направляет процесс познания ребенком математических представлений, включаясь непосредственно в игру, придумывании схем и планов, карт путешествий и поиска кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обогащая при этом представление детей.
Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.
В содержательных играх, на занятиях воспитатель способствует развитию у детей :
- интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
-способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Литература
1. Водопьянов Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников (Е. Н. Водопьянов Дошкольное воспитание. -2000.-№3.
2. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
3. Дмдактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1998.
4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает?-М. : Просвещение 1991.
5. Корнеева Г. А., Мусеибова Т. А. Методические указанияк изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М., 2000.
5. Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
Воспитатель Тихонова С. И.