Дина Хасанова
Тематический досуг совместно с родителями «Великое чудо-хлеб!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический досуг совместно с родителями
для детей старшей группы
«Великое чудо - хлеб»
Цель: закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
• Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;
• Показать каким трудом выращивается хлеб и появляется на столе;
Публикация «Тематический досуг совместно с родителями „Великое чудо-хлеб!“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Работа с родителями, консультации
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу;
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: зерна пшеницы, каравай, рушник, аппаратура для показа презентации.
Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.
Предварительная работа: экскурсия в пекарню п. Межевой; заучивание стихов, песен, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе.
На центральной стене цветная иллюстрация, на которой изображены солнце, каравай, колосья пшеницы, на полу стоят снопы: на полках-витринах и столе хлебобулочные изделия.
В зал под звуки народной мелодии входят дети, одеты в русские народные костюмы, и хозяйка с караваем на расшитом полотенце.
Хозяйка: Здравствуйте! Вот и снова мы встретились! А за окном осень, золотистая – хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом.
Встретить щедро от души.
С уважением большим.
Мы гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Хозяйка подходит к гостям с караваем, поклонившись, просит отведать хлеб-соль.
Хозяйка: Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых. Это символ благополучия и гостеприимства. Сегодня мы будем прославлять с вами чудо земли - хлеб. В её честь слагались гимны, песни, совершались обряды, устаивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
1-й ребенок:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»
Славится он первым на земле
Славится он первым на столе.
Хозяйка: Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. Из маленьких зернышек вырастают хлебные колоски. А когда сеют хлеб? Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. На Руси пели песни, в которых звучали особые пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни?
Дети исполняют песни-попевки «Нива-золотая», «Расти, рожь».
«Нива золотая»
Нива золотая,
Добрая медовая.
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба.
«Расти, рожь»
Расти, рожь, большая!
Вот такая!
Расти, копна, золотая!
Вот такая!
Хозяйка: В наш век, век техники и электроники, хлеб вырастить все равно непросто: добывается он в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит хлеб к нам на стол.
(Дети читают стихи Т. Шарыгиной.)
2-й ребенок:
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром
Это трактора плугами
Пашут легкий чернозем.
3-й ребенок:
На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно
Сеют сеялки зерно.
4-й ребенок:
Сколько в это зернышко
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
5-й ребенок:
Он не падает к нам с неба.
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
6-й ребенок:
Посеяли хлеб
Хлеборобы весною,
Созрел они встал
Золотистой стеною,
И слышит страна:
За уборку пора.
Для хлеба комбайны
Нужны трактора.
7-й. ребенок:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб хозяин дома,
Всему он голова!
8-й ребенок:
Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве царь!
Звучит песня «Русское поле» (муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). На экране слайды на тему «Хлебные поля».
Хозяйка: Созрели колосья, наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные машины - комбайны.
А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.
9-й ребенок:
Солнце поднимается,
Заря загорается.
А наши жницы в поле идут.
Поют, заливаются.
«Обрядовая урожайная» русская народная песня:
Девочка-жница.
А мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток возили,
Цепами молотили,
Будем тесто месить,
Пирогами всех кормить.
Девочки-жницы исполняют русскую народную прибаутку «Бай-качи, качи, качи!» (Обработка М. Магиденко).
Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.
Тит:
Где баранки, калачи?
1-я жница:
Не колода лодырь, а пень,
Пролежал целый день.
2-я жница:
Не жнет не косит,
А обедать просит.
3-я жница:
Тит, иди молотить!
Тит:
Живот болит.
4-я жница:
Тит, иди молотить!
Тит:
Спина болит.
5-я жница:
Тит, иди мед пить!
Тит:
Дай скорее шапку схватить.
Жницы (все) :
Хочешь есть калачи
Не сиди на печи!
1-я жница:
Хорошо лентяю жить:
Ему не о чем тужить.
2-я жница:
Лентяй пашенку не пашет.
Сеть шелковую не вяжет.
3-я жница:
И в избе не прибирает,
Как испечь калач не знает.
4-я жница:
С зарей рано не встает,
С косой в поле не идет!
Пожелания для гостей и детей.
1-я девочка: Что посеешь, то и пожнешь!
1-й мальчик: Что пожнешь, то и смолотишь!
2-я девочка: Что смолотишь, то и смелешь!
2-й мальчик: Что смелешь, то и съешь!
3-й мальчик:
Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки,
Что в труде не знали скуки.
(Н. Красильников.)
(Дети исполняют «Танец с колосьями».)
Хозяйка: У всех народов хлеб пользуется особым уважением, его почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Сейчас мы их вспомним.
Дети (поочередно) :
Не красна изба углами, красна пирогами.
Был бы пирог, найдется едок.
Без теста пирога не испечешь.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Хлеб – всему голова.
Длин не клин, брюха не расколет.
В Москве калачи, как огонь горячи.
Хозяйка: О хлебе народ сложил н мало пословиц. Уважаемые наши родители, закончите, пожалуйста, пословицы.
Горька работа…да хлеб сладок.
Хочешь есть калачи…не сиди печи.
Пироги не …растут на кустах.
В землю положишь…и с земли не возьмешь.
Не ленись с лужком…будешь с пирожком.
На чужой каравай… рот не разевай.
Пот на спице… так и хлеб на столе.
Доплясались, что… без хлеба остались.
Каравай хлебе не… свалится с неба.
Хозяйка: Мука на мельнице смололась, её нужно перенести.
Игра с родителями «Кто быстрее перенесет мешок?». По сигналу взрослый взваливает мешок на спину. На одной ноге он должен проскакать вокруг мельницы и передать мешок следующему.
Хозяйка: Что нужно для того, чтобы замесить тесто?
Дети: Мука и тесто.
Хозяйка:
Ой, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили
Да гостей бы угостили
Девочки-хозяюшки исполняют частушки:
1. Тесто я месить пойду
Отходите дале.
Неужели вы меня
Раньше не видали?
2. Хоть месить мне тесто лень,
Все же потружуся,
А когда я подрасту.
Бизнесом займуся.
3. Разрешите помесить,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом зале
Половицы лопнут.
4. Помесить мне разрешите
Я работы не боюсь.
Я на левый повернусь.
«Тесто-сюрприз». Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на стол, начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.
Ведущий: Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, пока она поднимется.
Было тесто бело,
Дулось и пыхтело,
Фыркало, шипело,
Тесто песню пело.
Тесто:
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом,
Не хочу я быть ватрушкой,
Быть ватрушкой с творогом.
Бабка: (имитирует попытку затолкать тесто в кастрюлю)
Стой, стой, не беги.
Испеку я пироги!
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком.
Ведущий: Отвечает Бабке тесто…
Тесто:
Мне в кастрюльке мало места.
Мне в кастрюльке стало тесно.
В печку лезть не интересно!
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой,
Быть ватрушкой с творогом!
Ведущий:
На пороге свинка.
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит.
К тесту белому спешит.
Свинка подбегает к тесту.
Тесто:
Ты меня не трогай.
Подожди немного.
Буду я с начинкой,
С ягодкой малинкой.
Буду с кулебякой
И коврижкой с маком.
Свинка:
Мне не нужен мак,
Съем тебя и так!
Свинка бегает за тестом.
Тесто:
Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
Бабка с Дедкой:
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой малинкой?
Тесто:
Буду! Я хочу быть пирогом,
Вкусным, ароматным.
Угостите всех детей
И коврижкой с маком!
Хозяйка: Из полученного теста испечем пирожки.
Игра «Печем пирожки»
Дети: (хором).
Засучим рукава, вымоем руки.
Точим ножи (трут ребра ладоней друг о друга, произносят «вжик-вжик!»)
Рубим капусту ( стучат ребром одной ладони по другой: «тук-тук!»).
Просеиваем муку (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик»).
Разбиваем яйцо («бим-чпок!»).
Сыплем соль и сахар («пыш-пыш!»).
Греем молоко (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди).
«Ш-ш-ш-ш!» (Дуют на руки, опускают их).
Выливаем молоко («буль-буль»).
(Хозяйка выходит с пирогами.)
Хозяйка: Как много вы приготовили пирогов! Всех сможем угостить. Расскажите, как из зерна получают хлеб.
1 -й ребенок: Зерно измельчают в муку на мельнице. Затем везут на хлебозаводы и пекарни, где выпускают хлеб, булки, калачи, а мы их покупаем в магазине.
Хозяйка: Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпели руки пекаря! Что еще можно сделать из муки?
Дети: Кексы, рулеты, пельмени, вареники, макароны, лапшу, вермишель…
Хозяйка: Хлеб - один из самых распространенных продуктов питания. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления.
Лаваш делают на Кавказе, мацу – в Израиле, пиццу – в Италии, а в нашей стране пекут калачи, ватрушки, знаменитый черный хлеб, булки с изюмом. Масленица ассоциируется с блинами, а пасха с куличами.
(Мальчики исполняют частушки.)
1. Начинаем петь частушки.
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2. В Межевом мы живем,
Сушки, пряники жуем,.
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки!
3. Прянички печатные
До чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим
А сначала поглядим!
4. Ты прости меня Варюша,
Что тебя обидел.
Я пирог твой откусил,
А тебя не видел.
5. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
Не один его я съем.
Разделю ребятам всем!
Хозяйка: Пора у нас осенняя. Предлагаю исполнить танец «У калинушки»
Хозяйка:
Нужно бережно относиться к хлебу.
Научитесь его ценить с детства.
Вы запомните, дети,
Золотые слова:
Хлеб – всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
2-й ребенок:
Взрослым и детям – Хлеб и мир!
Пусть начнется дружный пир
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу дружное УРА!
Хозяйка: Гостей и детей приглашаем в группу на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками
Звучит песня «Ой, ты, рожь» (муз. А. Долуханяна, сл. А. Пришельца).