Получи документы

Роль детского коллектива в воспитании личности

Ломова Ирина
Роль детского коллектива в воспитании личности
▼ Скачать + Заказать документы

Тематическая статья: «Роль детского коллектива в воспитании личности»

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо создание особых условий, одна из которых-создание коллектива в детском саду. Для начала мы определим, что же такое детский коллектив и как он влияет на развитие личности человека, а именно ребенка-дошкольника.

Публикация «Роль детского коллектива в воспитании личности» размещена в разделах

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений разных людей, интересов.

Л. С. Выготскому считал, что коллектив выступает как фактор развития ребенка. Более детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко: “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

Сухомлинский В. А. отмечал, что «коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей и, если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями».

Исходя из анализа можно сделать вывод, что детский коллектив — это группа детей, в которой они объединяются для полезной деятельности, то есть главным признаком коллектива является единая цель, вокруг которой организованы совместные занятия. При этом коллектив имеет особое влияние для развития личности ребенка. Можно предположить, что дает коллектив для развития личности :

Опыт поведения в коллективе, ценность которого социально значима для дальнейшей жизни человека.

Возможность проявить свою индивидуальность и самовыразиться.

Удовлетворить потребность личности в общении.

Является сферой ее жизнедеятельности (ребенок постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими детьми).

Обычно, воспитание ребенка в коллективе начинается с детского сада, так как ребенок попадает в новую для него среду. Ведь дома ребенок самый любимый, обожаемый, и на любое его слово или просьбу обязательно откликнется кто-нибудь из взрослых. Дома также ребенок привыкает, что ему говорят: "Ты самый красивый", "Самый лучший". Но, попадая в детский коллектив этого больше не происходит. Его мировоззрение резко меняется, ведь он оказывается не самый главный и любимый. Так же его периодически могут сравнивать с другими, например, "Почему Ванечка может сам одеваться, а ты нет?", да и дети бывают жестоки друг к другу. Достаточно того, что в младшей группе, одна девочка скажет другой, что у той некрасивая кукла или одежда у нее ужасна, это отразиться на психологическом состоянии ребенка, вплоть до тяжелых последствий, если вовремя с этим не начать работать. Поэтому, очень важен психологический климат в коллективе. Самым важным в группе является руководитель, то есть педагог. Если он не отдается полностью своей работе, не выкладывается полностью, то и дети будут вести себя так же, не проявлять инициативы и заинтересованности в общих делах.

Именно поэтому педагог должен найти подход к каждому ребенку и объединять детей, чтобы они были заинтересованы друг друге. Государственная политика также ориентирует нас, педагогов, проектировать воспитательный процесс с целью «…развития в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности», как указанно в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Создание коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством воспитания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала»,- писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив - это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди». Взгляды выдающихся педагогов о коллективе служат теоретической основой практической деятельности воспитателей. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей. Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть. Дети, выходя за пределы детского сада, транслируют знания, полученные в его стенах. Ведь человек, на 80 процентов состоит из того, что он получил в детском саду, остальное ему дает школа и социальное окружение.

Анализируя собственный опыт, можно выделить основные проблемы при формировании детского коллектива :

Наблюдая за детьми, я обнаружила, что они объединяются только на время игры, в которой можно часто услышать фразы: «я буду дружить с тобой завтра, сегодня я с тобой не дружу». Получаются, что дети манипулируют дружбой со сверстниками, предлагая свое общение взамен на что - то привлекательное для них. Когда ребенок выбирает игру она становится для него собственной. Кто-то из детей не хочет делиться, а другому сложно подождать, когда им уступят. Потому что групповые игрушки не воспринимаются детьми как общие.

Дети вне стен детского сада, например на площадке во дворе, ведут себя совсем по-другому. Они перестали объединяться вместе, для проведения совместных игр. Дети стали больше акцентировать внимание на том, кто старше, а кто младше. У них выстраивается своя иерархия и статус на площадке, в зависимости от возраста ребенка.

Для детского коллектива, основным средством, способствующим его формированию, являются различные виды деятельности : игровая, познавательная, трудовая, общение, художественно-эстетическая и др, организация которых необходимо уделять специальное. Так же совместные переживания, вызванные положительными эмоциями, сближают и сплачивают детей в коллектив. Например, утренник в детском саду, радостные эмоции, полученные во время спектакля, прослушивание сказки, музыки, совместное исполнение песен- все это вызывает бурю положительных эмоций.

Во время совместной детской деятельности воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную окраску.

Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых, а также их интересы связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могут распределять роли между собой, а затем играть, соблюдая все правила игры. Ведь игра- одно из самых важных и незаменимых средств для сплочения детского коллектива.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитателю можно использовать литературные произведения, рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить беседы.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной – значит, коллектив в достаточной степени сформирован. В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

Таким образом, мы можем утверждать, что коллектив влияет на развитие личности ребенка. И чем больше воспитатель уделяет внимание для формирования детского коллектива в своей группе, тем более сплочённые будут дети. При создании условий для формирования детского коллектива нужно заботится как о благополучии каждого ребенка отдельно, так и об общем психологическом климате детского коллектива, чтобы дети чувствовали себя счастливыми при решении общих задач, которые перед ними стоят.

Список литературы:

Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

Макаренко А. С. Цель воспитания. Организация строение коллектива. Перспектива //Пед. соч. : В 8 т. –М. : Педагогика, 1984. –Т. 5

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. -М., 1978

Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политическая литература: 1975.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детского коллектива в воспитании личности
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 21:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детского коллектива в воспитании личности» (включая файлы) размещена пользователем Ломова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД