Хатукаева Фатимат Исламовна
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему :
«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная».
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Обучающие :
- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.
- Упражнять в дифференциации изученных звуков.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Упражнять в умении делить слова на слоги.
- Упражнять в умении составлять предложения и схемы к ним.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие :
- Обогащать словарный запас.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать связную речь.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.
- Воспитывать любознательность и творческую активность.
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация.
Словестный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: Буквы, слоги, гласные и согласные звуки, ударение, предложение.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Оборудование: Картинки с изображением ракеты, планет, инопланетян, доска, магниты, мяч, карточки со словами, карточки со схемами предложений, сумка, предметы для «магазина» : кукуруза, карандаш, ручка, дудка, книга, машина, кубики, кукла, мяч, гитара и др., звёздочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1) Приветствие:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.
2. Введение в тему
Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в космическое путешествие по планетам системы речи. Вы готовы к полёту. Тогда пристегните ремни, обратный отсчёт (все вместе 3, 2, 1 пуск)
Воспитатель: И вот мы с вами в открытом космосе. Посмотрите как красиво вокруг, звёзды горят ярко-ярко. Приближаемся к первой планете «Похожих звуков». Подняли руки вверх будем садиться на неё, опустили руки-приземлились. Здесь живут дружелюбные инопланетяне они вам предлагают выполнить их задания, прежде чем лететь дальше.
Воспитатель: Итак, ребята, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? Отвечать надо так: «л, с».
( Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом, кот-ток, море-горе, роза-роса, гора-нора, сон-сом.
( На распечатке: КРОТ-КОТ, МРАК-МАК)
Воспитатель: Ребята, а бывает так, что звуки совсем пропадают и образуются новые по смыслу слова. Как например, в словах КРОТ-КОТ, МРАК-МАК.
-Какой звук пропал в словах? (ответы детей)
-Изменилось ли значение слова? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились. Летим дальше? Пристегнулись. Обратный отсчё т: 3,2,1, пуск…
-Ребята, чтобы нам в пути не заскучать, давайте поиграем в игру «Я вам-вы мне», передаём мяч и называем слова на звук….с, м, к, р, з.
( Игра: «Я вам-вы мне» в дополнение дети могут задать друг-другу звук)
Воспитатель:- А в группе есть слова, которые начинаются на звуки с, д, п? (самостоятельный поиск детей, ответы)
Воспитатель:Молодцы! А мы приближаемся к следующей планете. Аккуратно приземляемся ручки вверх, опустили и приземлились.
Жители этой планеты давно не могут научиться делить слова на слоги, давайте их научим, покажем им как надо это делать. Вспомним, как мы с вами делим слова на слоги. (дети вспоминают что делят на слоги с помощью хлопков и поднося руку под подбородок)
( Затем педагог называет следующие слова: дома, домики, маки, макаки, малина, лебеди, каша, рука, машина, весело, корона, ворона.
Воспитатель: А кто может предложить своё слово? (варианты детей)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру. Мы с вами немного закупимся на этой планете, но вместо денег нужно будет правильно определить количество слогов в товаре, тогда вы его купите. Цену, то есть количество слогов 1, 2 и 3 слога, я назову, а вы найдёте нужный товар и попробуете его купить. А ещё определите, что мы с вами не купили и почему. (кукуруза-4 слога)
Игра «Магазин»
( предлагаются для покупки: кукуруза, карандаш, ручка, дудка, книга, машина, кубики, кукла, мяч, гитара и др.)
Воспитатель: Мы научили местных жителей делить слова на слоги. Они очень рады! А мы продолжаем путешествие. Пристегнулись. Взлёт…
Я предлагаю в полё те немного отдохнуть:
Физминутка:
Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звё зды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
Воспитатель: А мы уже садимся на следующую планету «Зву». Подняли руки вверх, опустили сели. Местные жители очень рады нас видеть. Они предлагают нам разобрать по звукам слова. ( Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: (на доске) сок (с, о, к, ноты, роса, мыло, рот, роза, каша, крот,сом, мост,слон.
А в слове сок
Звук с-согл, о-гласн
Воспитатель: Давайте определим в этих словах ударение. Вспомним, что ударение мы определяем представляя, что бросаем мяч вверх и протягиваем ударный гласный звук, затем ловим мяч. (отработка ударения с детьми)
Воспитатель:Молодцы!Хорошо справились. Инопланетяне желают вам счастливого пути. Пристегнулись, полетели дальше.
Пока мы с вами летим, ребята, я хочу вам прочитать стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Воспитатель:Какие красивые строки. О каком времени года они? Мы высаживаемся на четвёртую весеннюю планету «Предложений». Жители планеты интересуются, а помните ли вы:
-Что такое предложение? (Слова связанные между собой по смыслу. Пример: снег, дом, гроза, дорога-это не предложение. Осенью в лесу много листьев. - это предложение)
-Какие бывают предложения? (Большие и маленькие. Пример: Пробежала мышь. Незаметно для всех пробежала маленькая мышь)
-Из чего состоят предложения? (Из слов)
-Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)
Воспитатель: Ребята, а нам пора лететь домой, но инопланетяне не отпускают нас пока мы не выполним их задание.
(Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей.» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.)
Воспитатель: Кто может нарисовать схему предложения. (ребёнок рисует на доске схему предложения)
( по времени можно предложить нарисовать схемы предложений: Мама купила большой мяч. Птицы прилетели раньше времени. Дима идёт домой.)
Воспитатель: Инопланетяне предлагают вам еще ответить, какие предложения можно составить по их схемам. (приложение «Схемы предложений в картинках»
Воспитатель: Молодцы!Вы хорошо справились. Отправляемся домой. Обратный отсчё т: 3,2,1 летииииим!
Вот мы и дома!
Подведение итогов занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?
- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.
Рефлексия «Аплодисменты».
Воспитатель: А я для вас на память прихватила по звёздочке. Всем спасибо за занятие. Молодцы!