Получи документы

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Хатукаева Фатимат Исламовна
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему :

«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.

Публикация «Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи:

Обучающие :

- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.

- Упражнять в дифференциации изученных звуков.

- Упражнять в звуковом анализе слова.

- Упражнять в умении делить слова на слоги.

- Упражнять в умении составлять предложения и схемы к ним.

- Закреплять обобщающие понятия.

- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Развивающие :

- Обогащать словарный запас.

- Развивать внимание, память, воображение.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать связную речь.

- Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

- Воспитывать любознательность и творческую активность.

- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация.

Словестный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: Буквы, слоги, гласные и согласные звуки, ударение, предложение.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением ракеты, планет, инопланетян, доска, магниты, мяч, карточки со словами, карточки со схемами предложений, сумка, предметы для «магазина» : кукуруза, карандаш, ручка, дудка, книга, машина, кубики, кукла, мяч, гитара и др., звёздочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1) Приветствие:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.

2. Введение в тему

Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в космическое путешествие по планетам системы речи. Вы готовы к полёту. Тогда пристегните ремни, обратный отсчёт (все вместе 3, 2, 1 пуск)

Воспитатель: И вот мы с вами в открытом космосе. Посмотрите как красиво вокруг, звёзды горят ярко-ярко. Приближаемся к первой планете «Похожих звуков». Подняли руки вверх будем садиться на неё, опустили руки-приземлились. Здесь живут дружелюбные инопланетяне они вам предлагают выполнить их задания, прежде чем лететь дальше.

Воспитатель: Итак, ребята, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? Отвечать надо так: «л, с».

( Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом, кот-ток, море-горе, роза-роса, гора-нора, сон-сом.

( На распечатке: КРОТ-КОТ, МРАК-МАК)

Воспитатель: Ребята, а бывает так, что звуки совсем пропадают и образуются новые по смыслу слова. Как например, в словах КРОТ-КОТ, МРАК-МАК.

-Какой звук пропал в словах? (ответы детей)

-Изменилось ли значение слова? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились. Летим дальше? Пристегнулись. Обратный отсчё т: 3,2,1, пуск…

-Ребята, чтобы нам в пути не заскучать, давайте поиграем в игру «Я вам-вы мне», передаём мяч и называем слова на звук….с, м, к, р, з.

( Игра: «Я вам-вы мне» в дополнение дети могут задать друг-другу звук)

Воспитатель:- А в группе есть слова, которые начинаются на звуки с, д, п? (самостоятельный поиск детей, ответы)

Воспитатель:Молодцы! А мы приближаемся к следующей планете. Аккуратно приземляемся ручки вверх, опустили и приземлились.

Жители этой планеты давно не могут научиться делить слова на слоги, давайте их научим, покажем им как надо это делать. Вспомним, как мы с вами делим слова на слоги. (дети вспоминают что делят на слоги с помощью хлопков и поднося руку под подбородок)

( Затем педагог называет следующие слова: дома, домики, маки, макаки, малина, лебеди, каша, рука, машина, весело, корона, ворона.

Воспитатель: А кто может предложить своё слово? (варианты детей)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру. Мы с вами немного закупимся на этой планете, но вместо денег нужно будет правильно определить количество слогов в товаре, тогда вы его купите. Цену, то есть количество слогов 1, 2 и 3 слога, я назову, а вы найдёте нужный товар и попробуете его купить. А ещё определите, что мы с вами не купили и почему. (кукуруза-4 слога)

Игра «Магазин»

( предлагаются для покупки: кукуруза, карандаш, ручка, дудка, книга, машина, кубики, кукла, мяч, гитара и др.)

Воспитатель: Мы научили местных жителей делить слова на слоги. Они очень рады! А мы продолжаем путешествие. Пристегнулись. Взлёт…

Я предлагаю в полё те немного отдохнуть:

Физминутка:

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)

Только руку протяни, (потянулись руки вверх)

Ты ухватишься за звё зды: (руки в кулачки сжимать)

Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)

Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)

Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)

Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)

Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)

Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)

Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

Воспитатель: А мы уже садимся на следующую планету «Зву». Подняли руки вверх, опустили сели. Местные жители очень рады нас видеть. Они предлагают нам разобрать по звукам слова. ( Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: (на доске) сок (с, о, к, ноты, роса, мыло, рот, роза, каша, крот,сом, мост,слон.

А в слове сок

Звук с-согл, о-гласн

Воспитатель: Давайте определим в этих словах ударение. Вспомним, что ударение мы определяем представляя, что бросаем мяч вверх и протягиваем ударный гласный звук, затем ловим мяч. (отработка ударения с детьми)

Воспитатель:Молодцы!Хорошо справились. Инопланетяне желают вам счастливого пути. Пристегнулись, полетели дальше.

Пока мы с вами летим, ребята, я хочу вам прочитать стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Воспитатель:Какие красивые строки. О каком времени года они? Мы высаживаемся на четвёртую весеннюю планету «Предложений». Жители планеты интересуются, а помните ли вы:

-Что такое предложение? (Слова связанные между собой по смыслу. Пример: снег, дом, гроза, дорога-это не предложение. Осенью в лесу много листьев. - это предложение)

-Какие бывают предложения? (Большие и маленькие. Пример: Пробежала мышь. Незаметно для всех пробежала маленькая мышь)

-Из чего состоят предложения? (Из слов)

-Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)

Воспитатель: Ребята, а нам пора лететь домой, но инопланетяне не отпускают нас пока мы не выполним их задание.

(Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей.» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.)

Воспитатель: Кто может нарисовать схему предложения. (ребёнок рисует на доске схему предложения)

( по времени можно предложить нарисовать схемы предложений: Мама купила большой мяч. Птицы прилетели раньше времени. Дима идёт домой.)

Воспитатель: Инопланетяне предлагают вам еще ответить, какие предложения можно составить по их схемам. (приложение «Схемы предложений в картинках»

Воспитатель: Молодцы!Вы хорошо справились. Отправляемся домой. Обратный отсчё т: 3,2,1 летииииим!

Вот мы и дома!

Подведение итогов занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Рефлексия «Аплодисменты».

Воспитатель: А я для вас на память прихватила по звёздочке. Всем спасибо за занятие. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 18:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Хатукаева Фатимат Исламовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД