Мария Садыкова
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие».
Раздел: «Развитие речи».
Тема:
«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]».
Возрастная группа : старшая группа
Составил воспитатель:
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Садыкова Мария Андреевна
Г. Туймазы
2024
Цель: Создание условий для формирования умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»
- Формировать умение дифференцировать звуки ч- щ : слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук.
Развивающие:
– Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные:
– Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: конверты с заданиями, карточки со словами, мешочек с предметами, корзины, сундучок с картинками на звуки «ч» и «щ».
Предварительная работа:
Беседа и чтение книг. Индивидуальные задания. Дидактические игры. Рассмотрение иллюстраций.
Словарная работа: регулировщик, часовщик.
Ход ООД:
1. Организационный момент. Дети стоят на ковре в кругу.
-Собрались все дети в круг.
Я -твой друг и ты- мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дружно мы рукой помашем,
-Здравствуйте! – гостям мы скажем.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга. А теперь садимся на свои места.
Дети здороваются.
- Ребята, к нам в группу пришло заказное письмо, давайте с вами посмотрим от кого оно?
Оно от буратино, и похоже он очень грустный, а почему, давайте узнаем?
Воспитатель читает письмо от Буратино.
Буратино: Я шел к Вам в гости с сундучком и ключиком. Проходя мимо речки, уронил ключик от сундучка, а Черепаха его подхватила и не отдает. Отдаст тогда, когда выполню её задания. А я не как не могу их выполнить. Вы можете мне помочь?
В. - Ребята, давайте с вами ему поможем.
Ну, что поможем Буратино?
Дети: Да, поможем!
(Буратино дает конверты с заданиями).
1. Вот конверт с первым заданием.
- А теперь ребята, Черепаха нам приготовила загадки. Слушайте внимательно.
1. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна.
При том такая злюка!
Конечно, это. (щука).
2. У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
3. Она чистит зубы чётко,
У меня зубная. (щётка).
4. Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (часы).
5. Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт - не знаю - в нём!
Что за зверь? - я видел лапу!
Успокоил меня папа -
Места нет для страха!
Это -! (черепаха).
В:-Молодцы,все загадки отгадали!
- Посмотрим какое следующее задание. Угадайте, что общего в этих словах (демонстрация картинок) : чашка, чайник, чебурашка, чемодан, черепаха, часы,
Дети:слова начинаются со звука «Ч»
-Правильно ребята, все слова начинаются со звука «Ч».
- Следующие слова: щетка, щенок, щука, щит.
Дети: слова начинаются со звука «Щ»
-Правильно все слова начинаются со звука «Щ».
В:- Молодцы Ребята!
2. Ребята, следующее задание которое нужно выполнить, это сложить из счетных палочек звуки «Ч» и «Щ». Молодцы, все справились с заданием!
-Теперь мы переходим к третьему заданию.
2. Словообразование существительных, обозначающих профессии:
- игра «Кто это?». Давайте поиграем с ним. Рассмотрим картинки, на которых профессии людей.
Например: я говорю «Работает на экскаваторе» - Вы отвечаете: «экскаваторщик».
Дрессирует животных – дрессировщик;
Разносит почту – почтальон;
Играет на скрипке – скрипач;
Кладет печь – печник;
Вставляет стекло – стекольщик;
Носит тяжелые вещи – носильщик;
Ткет ткань –ткачиха;
Ремонтирует водопровод – водопроводчик;
Регулирует движение – регулировщик;
Ухаживает за птицами – птичница;
Убирает в помещении – уборщица;
Учит детей – учитель;
Танцует – танцовщица;
Летает на самолете – летчик.
В. - Молодцы, и с этим заданием справились. Теперь давайте немного отдохнем. Вставайте на физ. минутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Садимся на свои места.
3. В. - Следующие задание. Выучи скороговорку.
Ач-ач-ач — у Танюши новый мяч,
уч-уч-уч — светит солнце из-за туч,
Оч-оч-оч — наступает в поле ночь,
Еч-еч-еч — затопили в доме печь.
В. - Следующее задание «Разложи по корзинкам».
- Ребята, посмотрите у нас с вами две корзины.
Нам нужно в первую корзину положить картинки, в названии которых есть звук «ч», а во вторую корзинку картинки, в названии которых есть звук «щ». Подумайте внимательно и выберите, какие картинки вы разложите по корзинам.
(черепаха, щегол, щука, лошадь, ласточка, щенок, червяк, чайник, чашка, щетка, прищепка, зубная щетка, часы, кирпич, колокольчик, ящик, очки, плащ).
В. - Молодцы.
6. Различение [ч] и [щ].
В. - А сейчас поиграем в игру «Хлопни-Топни».
Если услышите звук [ч]-хлопните, [щ]-топните.
а) Слоги: ча, ич, ща, ищ, ущ, че, ещ, ще, еч.
б) Слова: Щенок, вечер, вчера, прищепка, щебень, щит, врач, черепаха, щука, щетка,грач, трещетка.
В. - Ну, вот ребята, мы с вами справились со всеми заданиями.
- Что вам больше всего понравилось на занятие?
- Посмотрите ребята и сама Черепаха говорит, что мы справились со всеми заданиями, и отдает ключик Буратино.
- Буратино, будь внимательнее и ничего больше не теряй.
(Буратино благодарит детей.)
- Буратино, а ты нам покажешь, что ты нам принес?
- Давайте посмотрим, что принес нам Буратино в сундучке.
(Буратино открывает сундучок и показывает детям, что он принес).
- Буратино принес нам не простые раскраски, а на звуки «ч» «щ», мы с вами раскрасим их в группе.
- Скажем Буратино спасибо.