Татьяна Бутко
«Звук и буква Сс». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Ознакомление со звуками[c] и [c] и буквой Сс. Со-вершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Профилактика нарушения письменной речи.
Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие игрушки,, буквари, рабочие тетради по числу детей, фишки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог встречает детей, организует приветствие, на столике стоит контейнер с чечевицей, в которой спрятаны небольшие предметы (свисток, соска,)
Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.
Для начала выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово?). Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги.) Молодцы!
2. Игра «Хлопни в ладоши»
Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
)
Давайте произнесем звук [с] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [с].
Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] – гласный или согласный?)
Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?). Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите: он звонкий или глухой.) Твердый или мягкий?). Верно. Он согласный твердый глухой звук. Вы будете поднимать кружок, как только услышите звук [с].
Материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с; са, ту, шо, су, за, со, до; санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [с].
3. Упражнение «Кто скорее?»
Поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. С, а. Что получилось?). С, о. Что получилось?).
Материал: су, си, усы, сок, нос, сани.
4. Работа по букварю.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?)
Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?).
Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?). Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, в названиях которых начинаются со звука [с]. (Салат, сосиски, Сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол,стул.)
Молодцы! А в каким из этих слов есть звук [с’]?).
Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.)
Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.).
Давайте все вместе прочитаем предложения.)
5. Подвижное упражнение «На коняшке».
Я несусь как вольный ветер, Дети двигаются поскоками по др. за др.
Самый быстрый я на свете. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.
На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу.
Пролетаю мимо речка, Меняют направление движения.
Поле, сад, в саду овечка.
Я скачу, скачу, скачу,
Обогнуть весь мир хочу.
6. Упражнение «Птичка летает».
Давайте поиграем с птичками. Они помогут нам определять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова.
Дети выполняют задание.
Верно. Теперь давайте определим место звука [с] в слове нос.
Дети выполняют задание.
Где же стоит звук [с] в этом слове?)
Материал: кусты, носок, пес, стол,
7. Работа в тетради.
Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части? (Сирень, стул, большую и маленькую буквы Сс). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?)
Дети раскрашивают буквы.
А теперь подумайте, как правильно раскрасить сирень и стул. Выполняйте задание.
Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе.
Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
Дети выполняют задание.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Дети высказывают впечатления от занятия.