Ионушкина Ксения Николаевна
Конспект НОД «Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой С»
Конспект НОД «Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой С»
Цель: Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С».
Задачи:
Образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графо моторные навыки и зрительное внимание.
Развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику.
Воспитательные: создать хорошее настроение, доброту, умение выполнять игровые правила, поощрять активность и самостоятельность.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева», чтение сказки «Снежная королева», поместить в группе две куклы Кай и Герда (обыграть некоторые сюжеты сказки на выбор)
Формы и методы: словесные (беседа, стихи), игровые (дидактические игры), наглядные (картинки, слайдовая презентация).
Развивающая среда: аудиоаппаратура, столы, стулья.
Материалы и оборудование: технические средства: сотовый телефон, снежинки из белой бумаги, круглые фишки красного, зеленого и синего цвета (звукобуквенный разбор, 2 полоски для составления схемы слов, карточки с изображением буквы С.
Целевые ориентиры: проявляет любознательность, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий нужное условие; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Ход НОД:
1. Организационный момент. (1мин)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. (Дети встают вместе с воспитателем в круг.) Этот мячик не простой, он волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его и обращаясь друг к другу по имени, желая доброго утра.
Дети: Здороваются друг с другом, передовая мяч.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сегодня число, какой день недели? (1 марта) Сегодня первый день весны. Скоро начнут появляться первые признаки весны. А какие признаки весны вы знаете? (ответы детей) (раздается телефонный звонок) Ой, мне кто - то позвонил, ребята, это Снежная Королева.
Слушайте ребята: (Слушаем сообщение от Снежной королевы)
«Ха-ха-ха! Ждете весны, а весна к вам не придет. Это я, Снежная королева, наколдовала мороз и похитила у вас Кая и Герду. Ха-ха – ха! Если хотите вернуть Кая и Герду, и желаете чтобы поскорее наступила весна вам нужно отправиться в мое снежное царство, следуйте по моим подсказкам.
Воспитатель: Как же нам быть? Что необходимо сделать? (ответы детей) Ну что ребята, попробуем спасти Кая и Герду? и приблизить весну? (Да) Тогда в путь.
Воспитатель: А как мы попадем в ее царство? Про какие подсказки говорила королева -O- (На полу лежат снежинки в виде дорожки) Ребята, посмотрите внимательнее, может быть вы увидите какие-то признаки зимы или подсказки снежной королевы. (дети замечают снежинки). Да, ребята пойдемте по снежинкам. Смотрите, нас встречает снеговик. (На полке стоит фигурка снеговика с конвертом) А что это у него?
Вот и первая подсказка Снежной королевы. (Конверт с загадками)
Письмо: Выполнив эти задания, вы сможете пройти дальше и встретить другого моего помощника с новым заданием.
Воспитатель: Ребята Снежная королева приготовила для вас загадки
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (снег)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
,Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз (Сосулька)
- Ребята, скажите какой звук слышится чаще всего в этих словах? [С], [С’]
-Давайте еще раз произнесем эти слова. (снег, сосульки, снеговик, санки)
Восприятие и усвоение нового материала.
Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный?
Дети: Согласный, потому что при произношении встречается преграда язычок.
Когда мы произносим звук С, у нас кончик языка упирается в нижние зубы. Губы находятся в улыбке, зубы–сближены. Звуки С нельзя тянуть, значит они какие? (Согласные)
Горлышко «молчит», значит это звуки какие? (Глухие). Эти звуки произносятся тихо. Приложите ручку к горлышку. Что происходит? связки отдыхают, горло не дрожит, значит это какие звуки (Глухие).
Воспитатель: Еще он какой?
Дети: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Воспитатель: Это любимый звук Снежной королевы. Она придумала для вас еще одно задание, называется оно «Угадай звук»
Игра называется «Угадай звук»
Воспитатель: Я буду произносить слова, а вы если услышите твердый звук С – сжимаете кулачки крепко-крепко, а если мягкий – прикладываете ладонь к щеке: лиса, лисица, тишина, лист, лось, шум, шоссе, синица, аист.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием и немного приблизились к царству королевы.
Воспитатель: Ну что ребята пойдем дальше. А кто это? Ребята! Олень (Мягкая игрушка олень с конвертом) принес нам новое поручение от Снежной королевы. (достает конверт с заданием)
Снежная королева, специально не дописала стихотворение, давайте сами, вставим нужные слова.
Игра называется «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!
(Слайд с картинками)
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Такие слова называются однокоренными.
Воспитатель: Что-то очень холодно стало, наверное, мы уже совсем близки к цели, тучи снежные закрыли солнышко, давайте разгоним их, погреемся.
.Динамическая пауза
Мы подуем высоко: с – с – с. (произнося звуки, дети встают на носочки
поднимают вверх руки)
Мы подуем низко: с – с – с. (Приседают.)
Мы подуем далеко: с – с – с. (Выпрямляются, наклоняются вперед,
вытянув руки.)
Мы подуем близко: с – с – с. (Стоят прямо, руки подносят ко рту)
Стихотворение повторяется, но уже со звуком [С ]
-Погрелись? А теперь присели
Воспитатель: Пока мы разгоняли тучи с неба упали снежинки, видимо мы уже близки к цели и вот-вот дойдем до царства Снежной королевы. Посмотрите ребята, на них новое задание от королевы.
Если хотите спасти Кая и Герду, вам нужно расколдовать их имена. Составить схемы слов Кай и Герда. (Звукобуквенный разбор слов).
(Самостоятельно)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями Королевы! Ой, кажется, я вижу Кая и Герду. Они, что- то нам принесли. Это последнее задание от королевы, выполнив которое мы освободим Весну.
Задание: На картонной основе нарисована буква С, которая чаще других встречалась нам в заданиях королевы, это ее любимая буква. Если мы выполним следующее задание красиво и королеве понравится, то она отпустит весну.
Воспитатель: Перед вами ребята буква С в рамке. В начале нужно сделать рамку, для этого мы берем карандаш и обводим букву по штриху. После этого, мы разукрасим букву пластилином, выбранного вами цвета, отщипываем маленькими кусочками, размазываем указательным пальцем по контуру, за линию не выходим.
Практическая работа
Воспитатель: Молодцы, вот мы и выполнили последнее задание королевы, смотрите, а вот и весна. (В группу входит весна, благодарит детей за помощь. Дарит подарки. )
Воспитатель: Ребята, мы с успехом справились со всеми задания Снежной королевы. Тяжело было? Какое задание вам показалось самым тяжелым? С какой новой буквой мы сегодня с вами познакомились? Какие звуки она дает? Благодаря чему, мы смогли победить Снежную королеву?