Татьяна Глущенко
Конспект НОД «Златоустовские гравюры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Златоустовские гравюры».
[/b]Воспитатель I категории Глущенко Татьяна Николаевна
Цель: Познакомить детей с изделиями мастеров Г. Златоуста
Задачи:
Образовательные
• Дать детям первоначальные исторические представления о развитии Златоустовской гравюры, ее особенностях, мастерах -граверах
Развивающие
• Развивать умственную активность детей, умение выражать свое отношение к произведениям искусства
• Развивать умение слушать воспитателя, делать выводы
• Упражнять в рисовании штрихами
• Развивать самостоятельную творческую активность
Публикация «Конспект НОД „Златоустовские гравюры“» размещена в разделах
Воспитательные
Воспитывать у детей уважение, гордость за людей прославивших наш край
Словарная работа: клинок, чан, серебрение, сталь
Оборудование: Изделия мастеров гравюры, художественные открытки, образцы эскизов, карта Челябинской области, герб Златоуста, проектор
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги Н. Верзакова «У Таганай горы», П. П Бажова «Иванко-крылатко», оформление мини- выставки картин, открыток, произведений о мастерах Златоуста, просмотр видео презентации «Златоустовская гравюра», видеофильма «Город крылатых коней», рассматривание открыток, альбомов о Златоустовской гравюре, оформление альбома детских рассказов «Златоустовские мастера»
Ход НОД
(карта России)
- Как называется край где мы с вами живем? (Урал)
- Посмотрите на карту сможете найти УРАЛ? (дети показывают)
Слово «Урал» с башкирского означает «каменный пояс»
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал!
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал…
- Какие города Южного Урала Вы знаете? (дети называют)
Город такой на Урале есть.
В нем мастеров и за год не счесть!
Золотом рисуют, серебром ведут,
Картины их гравюрами зовут!
- О каком городе идет речь? (о Златоусте – родине гравюры на стали)
(Дети рассматривают изображение города Златоуста)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об уральских об умельцах
На весь мир молва идет.
- Сегодня мы с вами будем говорить о Златоустовских мастерах, прославившихся на весь мир
(Изображение Златоустовских гравюр)
- Вам нравятся эти картины? (Ответы)
- Это обычные картины? (Нет)
- На чем они нарисованы?
- Да, эти картины нарисованы не на бумаге. Они нарисованы на особом металле – серебристой стали. И называются они – «гравюры». А уральских умельцев, т. е. художников, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Как называют художников? (граверы)
Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. Посмотрите внимательно на эти картины и назовите три цвета, которые художники – граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный, желтый (золотой) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется, желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый) – придает изделиям легкость, рисунок оживает. (Рассказ сопровождается расматриванием этих цветов в гравюрах)
- Что изображено на картинах? (Природа, охота, животные, предметы быта)
- Да, это любимая тема Златоустовских мастеров
- А сейчас я вам расскажу историю развития Златоустовской гравюры. Более двухсот лет назад возникло это народное искусство. Еще при царе в городе Златоусте была оружейная фабрика. И делали на ней пушки да сабли для русской армии. У солдат была обычная сабля, а у офицеров и генералов с рисунком, чтоб не как у всех. Приехали в ту пору на фабрику немецкие мастера и стали по заказу богатых людей сабли рисунком украшать. Да только свой секрет не выдавали, в тайне держали. Первым, кто постиг секреты рисования кистью на металле, был известный гравер Иван Николаевич Бушуев.
«Портрет И. Н. Бушуева»
В своих рисунках на металле он изображал исторические события и быт уральских людей.
«Работы И. Н. Бушуева, в том числе гравюра «Доспехи рыцаря»
Чтение отрывка П. П. Бажова «Иванко Крылатко»
«Давным-давно жил в уральском городе Златоусте один мастеровой, Иваном звали. Затеял Иванко коней на сабле изобразить, да чтоб с крыльями. Посмеивались люди над этой затеей. А Иванко целыми днями у станка простаивал - над клинком колдовал. Долго бился над работой, а как сделал – люди ахнули. Летят по сабельному клинку крылатые кони, взгляд завораживают, так сверкают золотом, а то и синевой отливают, то вдруг бархатной чернью возьмутся. Иностранные мастера только языком цокали, глядя на такое дело».
- Кто такой Иванко Крылатко? (Ответы детей)
- Да, Иванко – это и есть Иван Николаевич Бушуев, знаменитый художник-гравер, основатель Златоустовской гравюры на стали.
- За что его так прозвал П. П. Бажов? (За мастерство)
В 13 лет пришел Ваня на фабрику. Быстро освоил свое дело, ввел серебрение, создал крылатого коня, поэтому в народе его прозвали «Иванко – Крылатко» Работы его были как живые, крылатые.
Прожил Иван Бушуев очень мало, потому, что условия труда были очень тяжелые (грязь, пыль на фабрике, зато его дети пошли по стопам своего отца. «Был этот мастер с полетом, крылатой души человек», поэтому ему был создан памятник, его именем была названа одна из улиц города Златоуста.
(Рассматривание. Мастер стоит во весь рост, в рабочей одежде с клинком в руке, рядом чан с заготовками оружия)
А вы видели где-нибудь крылатого коня? (На гербе города, он стал эмблемой города Златоуста)
«Герб города Златоуста» (рассматривание)
«Рыцарские доспехи» (рассматривание)
Игра «Найди лишнее» (из предложенного материала, дети отбирают изображения, которые относятся к Златоустовской гравюре)
Ребята, могли бы мы с вами создать такие гравюры?
Конечно нет, потому, что у нас нет специальной краски, металлических пластин и т. д.
- А вот эскиз мы свами сейчас попытаемся сделать. Но прежде ответьте: какие деревья чаще встречаются в пейзажах Златоустовских умельцев? (береза, сосна, ель)
- Как они расположены? (близко, далеко)
- Как изображен ствол? (линиями)
- Ветки? (штрихами)
- Да все ветки, хвоя изображены штрихами: наклонными, волнообразными, прямыми, зигзагообразными, прерывистыми линиями и т. д. (показ на гравюре, рассматривание эскизов образцов)
- Какой формы гравюры? (овальной, круглой, прямоугольной)
- Сейчас мы с вами возьмем гелиевые ручки и каждый нарисует свой эскиз.
Звучит «Уральский хоровод» (дети делают эскизы)
Рассматривание работ отмечается удачная композиция в эскизах, разнообразная штриховка и т. д.
- Вы сегодня были настоящими умельцами. Вот и получается, «что умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит».