Михайлюк Наталья Владимировна
«Зима». Развивающее лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт.
Задачи:
1. Развитие психологической базы
речи;
2. Развитие навыков речевого
общения, речевой коммуникации;
3. Активизация словаря по теме
"Зима";
4. Формирование навыков построе-
ния связных монологических
высказываний;
5. Формирование навыков построе-
ния предложений по выделенным
направлениям;
6. Активизация психических процес-
сов (восприятия, воображения,
Публикация «„Зима“, Развивающее лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом ФФНР» размещена в разделах
мысленных операций);
7. Развитие навыков контроля и
самоконтроля за построением
связных высказываний.
Оборудование: интеллектуальные карты по теме, дидактические игры, картинки.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Активизация знаний по теме: загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, проведение игр по теме.
а) отгадывание загадок:
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз)
б) чтение стихотворений:
Снежок.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
Н. Некрасов.
- Для кого поёшь, пурга,
В серебристые рога?
- Для малюток-медвежат,
Что в берлоге крепко спят.
Н. Некрасов.
("Снежинка", К. Бальмонт).
3. Речевая гимнастика.
"Угадай звук, слово". В слова "зима" (снег, снежинка, мороз, вьюга, лёд, коньки, каток), какой первый звук? Последний? Придумай слова по теме на заданный звук.
4. Лексико-грамматический анализ темы.
Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме.
Лексика : зима, декабрь, январь, февраль, зимний, вьюга, лёд, мороз, снег, снежинки, снеговик, развлечения, сани, контки, лыжи, каток.
Задание 1.
Дидактическая игра "Кому что нужно?" (Употребление винительного
падежа существительных) : лыжнику нужны лыжи, хоккеисту -. , фигуристу -. , саночнику -. .
Задание 2.
Дидактическая игра "Исправь ошибку" (на логическое мышление).
Лыжнику нужны коньки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Задание 3.
Дидактическая игра "Составь правильно предложение".
Зимой дети катаются на лыжах (на велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость).
Задание 4.
Дидактическая игра "Подбери признак".
Сгег (какой) -. , (мороз, сосулька, зима, ветер, солнце, небо и т. д.).
5. Физкультминутка.
Игра с мячом. Дети ловят мяч, бросают назад, называя любое слово по теме.
6. Работа по интеллектуалтной карте.
Называние картинок, выделение основных понятий, формирование навыков построения предложений.
- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме.
- Как вы думаете, как мы узнаём, что наступила зима?
- Кто помнит названия зимних месяцев?
- Какие признаки имеет зима? Давайте посмотрим на карту и назовём эти признаки. А теперь будем составлять предложения с этими словами. Какие ищменения ещё происходят в природе. Карта вам напомнит об этом.
(Дети составляют предложения по каждой ветви.)
7. Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте.
Зима. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Зимой земля, деревья покрыты снегом. Дети зимой лепят снежную бабу. Зимой можно кататтся на санях, лыжах, коньках.
8. Закрепление знаний по теме.
Зима.
Холодная, снежная.
Вьюжит, морозит, заметает.
Я люблю снежную зиму.
Снег, новый год, метель.
Снеговик.
Белый, круглый.
Стоит, веселит, радует.
Дети слепили снеговика.
Детство, радость, счастье.
Снежинка.
Блестящая, пушистая.
Летит, кружится, тает.
Снежинки танцуют в воздухе.
Снег, зима, метелт.
Мороз.
Колючий, сильный.
Кусает, скрипит, морозит.
Зимой сильный мороз.
9. Подведение итогов занятия.