Людмила Михайлова
Тема занятия: «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной сказки.
Задачи:
1 Познакомить с новым видом русской народной сказки – докучной сказкой.
2 Формировать представление о русских народных сказках.
3 Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование: мультимедийная установка, пазлы и «коврики», волшебный клубочек, наборы игрушек в лукошках, сувениры.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Дети заходят в зал и встают полукругом возле меня.
Публикация «Тема занятия: „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Ребята, посмотрите, какой у меня есть сундучок. Давайте посмотрим, что лежит в нем. (Клубочек)
- Ребята, скажите, а откуда этот волшебный клубочек мог взяться?
(Из сказки)
- Правильно из русской народной, а для чего он нужен в сказке?
(Дорогу показывать)
- А хотите отправиться в путешествие по русским народным сказкам?
Приготовились и
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Отправляемся друзья
В чудо сказки - вы и я.
- Туда, где Емеля на печке ездит, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, где в саду молодильные яблоки растут.
- Садитесь на стульчики.
- Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Заставка на экране)
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!
- Ребята мы будем путешествовать по русским народным сказкам.
А какие сказки называют русские народные? Правильно, это те сказки, которые сочинил русский народ. Это сказки, у которых нет автора, а точнее авторов много – это русский народ. Раньше книг не было сказки рассказывали друг другу. Мамы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, то эти же сказки рассказывали уже своим деткам. Так сказки передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
«Колобок» и «Теремок» - сказочки нескучные,
А еще народ придумал сказочки «докучные».
- Что это за сказки такие - «докучные» ?
- Докучные сказки маленькие и их можно рассказывать без конца.
- Давайте я вас научу рассказывать такую сказку, встаньте в кружок, слушайте и запоминайте:
Жил-был царь
(обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону»)
У царя был двор.
(руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор»)
На дворе был кол,
(одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая)
На колу — мочало,
(развести пальцы поднятой руки)
Его ветром качало.
(покачать кистью).
Не начать ли сначала(2-3 раза повторить)
Я думаю на этом мы закончим и отправимся дальше путешествовать по сказкам, (сели на стульчики)
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Загадаю вам загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(загадываю загадки, а на экране появляются сказочные герои)
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
3. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
4 У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди)
5. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)
6 Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Козлята)
7 Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой?
(Машенька.)
8 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка) из русской народной сказки «Репка».
-Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Но…
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Собирают пазлы)
- Ребята, поможете собрать пазлы? Тогда подойдите к волшебным коврикам. Соберите пазл и дайте название р. н. сказке.
Молодцы, правильно все собрали.
(садятся на стульчики)
- Наше путешествие продолжается. Мы с вами поиграем в игру «Угадай героя»
- Внимание на наш волшебный экран, на экране появятся сказочные герои, будьте внимательны, я буду задавать вам вопросы.
1. Кто был товарищем Пузыря и Лаптя? (Соломинка.)
2. Как звали сироту, за которой следили Одноглазка, Двуглазка и Триглазка? (Крошечка Хаврошечка.)
3. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля.)
4. Этот герой укатился от зайца, волка, медведя, да попал на язычок лисе. (Колобок.)
6. Кто поймал сказочную жар-птицу? (Иван-царевич.)
7. Как звали злодея, державшего в неволе Василису Премудрую? (Кощей Бессмертный.)
- А знаете ли вы, ребята, волшебных помощников сказочных героев?
1. Кто помог Василисе Прекрасной справиться с заданиями Бабы Яги? (Куколка.)
2. Кто помогал Крошечке Хаврошечке выполнять работу?
3. Какие волшебные помощники помогли Ивану-царевичу добыть смерть Кощея бессмертного? (Медведь, заяц, селезень, щука.)
4. Кто помогал Емеле?
5. Кто помогал спрятаться Маше с братцем от гусей – лебедей?
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в другую игру «Лукошко со сказками. Давайте разделимся на две команды (жребий). Каждая команда подходит к столу с лукошком. В лукошке находятся герои из сказок. Разложите героев по сказкам и назовите сказку.
Игра «Лукошко со сказками»
- Волшебный клубочек предлагает поиграть в игру «Кто так сказал». Встаньте пере до мной полукругом, я буду бросать вам клубочек и задавать вопрос.
1 –Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
2 – Козлятушки, ребятушки…
3 – Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке…
4 – Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое.
5 – Ловись рыбка мала и велика!
Ловись рыбка мала и велика!
6 – Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
7 – Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
8 –"По щучьему веленью,
По моему хотенью".
9 – Не пей, братец, козлёночком станешь!
10 – Яблонь -матушка, спрячь меня!
11 – На, куколка, покушай, моего горя послушай!
12 - Иду на пятах, несу косу на плечах, хочу лису посeчи, слезай, лиса, с пeчи, поди, лиса, вон!
- А сейчас предлагаю поиграть в хороводную игру «Теремок». Для этого нам надо распределить роли (роли распределяем по считалке и объясняю правила игры).
Считалка: Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три!
Это, верно, будешь ты!
- На этом наше путешествие закончилось.
И нам пора возвращаться в группу:
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
1, 2, 3
Сказка в садик нас верни.