Мария Кравцова
Занятия по хакасскому языку «Растения»
Занятия по хакасскому языку
Ситуация. «Чистек теерчебiс» (Собираем ягоду).
Цель: Пiлiс алар тиксi гредiг то ыстар тузында зiмнернi таныхтапчатхан с стерне орта тузалананр о дай пирерi. (Создание условий для развития умения правильно произносить слова на хакасском языке, обозначающие растения).
Задачи:
• Учить правильно составлять простые предложения из слов, обозначающих растения;
• Воспитывать у детей умения правильно вести себя в тайге;
• Познакомить детей с ягодами, которые растут в Хакасии
Публикация «Занятия по хакасскому языку „Растения“» размещена в разделах
Новые слова: чистек, а ас чистегi, хара ат, теерерге (клубника, малина, черная смородина).
Материалы: картины и рисунки с ягодами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В начале занятия, воспитатель показывает детям картину «Лето». Воспитатель задает детям вопросы по картине «Лето», дети отвечают.
2. Изучение нового материала.
Воспитатель: Дети, любите кушать ягоды? Мы сегодня с Томыяком вместе пойдем в лес собирать ягоды. Он очень сильно любит ягоды, но не знает где они растут. Поможем Томыяку? (да).
Идут в лес. Воспитатель показывает картинки, где нарисованы ягоды: малина, черная смородина, клубника, черника. Чтение стихотворения о ягоде клубнике. Дети показывают движения в соответствии с текстом:
Пiс чистектер теерчебiс,
Теерчебiс, теерчебiс.
Пiр чистегес к нексер,
Iкi чистегес ахсыбыссар.
(Ф. Топоева)
Мы клубнику собираем,
Собираем, собираем.
Одну ягодку в ведро,
А две ягодки съедаем.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
• Воспитатель читает стихи Ф. Топоева «Но ных» (Черника, «Тиин хады» (Брусника) и показывает на картине, как они выглядят.
Черника
Таежная ягода черника
Кто его сорвет,
Сразу руки подкрасятся.
Брусника
В лесу между густыми деревьями
Выросла ягода густая.
Ягодки на ней очень красные
На вкус немного кислые.
3. Итог занятия : Дети разукрашивают раскраски - «Ягоды». Затем выбирают лучший рисунок.