Жанна Титова
Экологическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Титова Жанна Юрьевна,
педагог – воспитатель группы продлённого дня.
Выступление на заседании МО воспитателей ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
Тема выступления:
«Экологическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, повышением потребности общества в целом, а в частности и детей с нарушением интеллекта, в наличии практического о
пыта взаимодействия с окружающей средой, система экологического образования и воспитания будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, задачами которых являются обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.
Поэтому особую актуальность приобретает экологическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в младшем школьном возрасте.
«Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения экологического воспитания и формирование нравственноэстетического отношения к жизни» Б. Т. Лихачев
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии экологического воспитания. Главное, нужно уметь развивать у ребенка с отклонениями в развитии, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, а так же его поведения в природе.
Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте у детей с нарушениями интеллекта появляется возможность формирования экологических знаний, норм правил взаимодействия с природой.
Воспитательная работа по теме : «Экологическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта» проводится на группе продлённого дня, возрастная категория детей от 7- 12 лет.
Цель моей работы - обеспечить детей с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- обогащение кругозора, развитие мышления, наблюдательности;
- привитие бережного отношения и любви к природе;
- расширение экологических знаний.
С обучающимися, посещающих группу продлённого дня, этой темой занимаюсь второй год. Успешному решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы работы. В частности я использую занятия – путешествия на тему: «Обитатели подводного мира», «Где живут белые медведи?» Отправляемся на различные экскурсии, которые очень любят мои воспитанники. Н-р: Экологическая экскурсия «Лесные этажи», «Птицы нашего леса», экскурсии к водоёмам в разные временные сезоны.
Экскурсия – форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а так же изучать различные объекты, явления и процессы. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством. Экскурсии в природу представляет собой конкретное изучения природы, то есть, изучение объектов и явлений природы. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся. На экскурсиях формируются навыки самостоятельной работы, а так же развиваются навыки изучения своего края. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, формирование грамотного поведения в природной среде. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними. Так же с воспитанниками группы продлённого дня провожу экологические тесты «Экология твоего дома», беседы с презентациями: «Правила поведения в заповеднике», «Какие птицы остаются с нами зимовать», «Синичкин день – 12 ноября». В свою работу включаю экологические акции «Домик для птиц», «Собери крышечки».
На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души, помогать сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир как участников естественного процесса его развития.
«Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил» (Н. Заблоцкий)
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в детях чувство «прекрасного», любовь к родному краю, поэтому на прогулках мы стараемся поддерживать чистоту пришкольной территории. Ребята всегда принимают участие во всех творческих конкурсах, мастерят разные поделки на экологическую тему. Проявляют себя в практической природоохранной деятельности: подкармливают зимующих птиц, развешивают кормушки, изготовленные собственными руками. Мои воспитанники любят смотреть мультфильмы на экологические темы, а потом содержание мультфильма изображают на рисунке.
Воспитательная работа по теме : «Экологическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта» находится на этапе формирования базовых знаний, умений и навыков, необходимых для осознанного поведения в окружающем мире. Разнообразные формы проведения занятий способствуют формированию полного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных объектов, экологической ответственности обучающихся с нарушениями интеллекта, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что экологическое воспитание младших школьников с нарушениями интеллекта зависит от правильного подбора условий, форм, методов и приёмов обучения, опоры на личный опыт воспитанников, связь обучения с жизнью, учитывая интеллектуальные и психические особенности обучающихся.
Список литературы
1. Абдулаева З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. – 1991, №2, с. 186-190.
2. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М. : Знание. 1986.
3. Кучер Т. В. Экологическое воспитание обучающихся. – М. : Просвещение, 1990.
4. Севастьянова З. П., М. Н. Колбасенко. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент) : Учеб. -метод. Пособие Архангельск: Поморский гос. Ун-т, 2003г.)