МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей 3–5 лет посредством LEGO-конструирования

Ирина Шкабарова
Развитие творческих способностей детей 3–5 лет посредством LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей 3-5лет посредством

LEGO- конструирования

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Существует множество различных определений понятия творчества.

Л. С. Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое».

По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач, то есть ситуаций, возникающих в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то продукта.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.

В основе творческой деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные качества человека, которые проявляются в умении применить свои знания, умения и навыки.

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности в том числе: в изобразительной, в художественно-речевой, музыкальной.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т. д.

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать, отвечает интересам и потребностям детей.

Одной из современных развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешным. Данная технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей,одна из которых - развитие самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

Учитывая выше сказанное, мы поставили перед собой цель - развитие творческих способностей дошкольников посредством конструктора LEGO.

На основе данной цели были определены следующие задачи:

1) Способствовать развитию творческой активности, воображения, желания творить и изобретать.

2) Способствовать развитию интереса к LEGO -конструированию

3) Учить детей конструированию по образцу, схеме, замыслу, условиям;

4) Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук;

5) Воспитывать коммуникативные способности, инициативу и самостоятельность, дружеские взаимоотношения, умение работать в парах и группах;

6) Повышать уровень педагогической компетентности родителей в области Лего-конструирования.

Для реализации поставленной цели были определены несколько этапов работы.

На первом этапе мы проанализировали имеющиеся условия, изучили программное обеспечение. В ходе анализа сделали вывод, что в детском саду недостаточно условий для внедрения лего-технологии в образовательный процесс (недостаточное количество конструктора для всех детей, конструктор однообразен, не подходит для детей разного возраста, а также развития творческих способностей.

На втором этапе, в процессе наблюдения за свободной игрой детей с конструктором LEGO, мы провели диагностику уровня развития творческих способностей детей. Результаты входящей диагностики показали, что у детей 3-5 лет преобладает низкий и средний уровень: не все дети испытывают интерес к конструктору, конструируют только по образцу, не проявляют инициативы в развитии сюжета постройки. Анкетирование родителей выявило отсутствие в некоторых семьях данного конструктора, о также отсутствовали знания о его развивающем потенциале.

На третьем этапе происходило активное внедрение конструктора LEGO в совместную работу с детьми, а также в самостоятельную и индивидуальную работу. Для работы по развитию творческих способностей дошкольников создан LEGO центр: собраны отдельные корзины и контейнеры с различным конструктором, разработаны картотеки игр и схем по конструированию, оформлен лэпбук. Составлено перспективное планирование на год, в соответствии с ежемесячными лексическими темами календарного планирования, а также выбраны формы работы с конструктором LEGO как этапы развития творческой деятельности.

В своей деятельности мы используем разные формы работы с конструктором LEGO:

Формы Содержание

1 Конструирование по образцу

Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2 Конструирование по модели, схеме Детям в качестве образца дают модель. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активизации мышления дошкольников.

3 Конструирование по условиям Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.

4 Конструирование по замыслу

Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

5 Конструирование по теме Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

На последнем этапе систематизированы и обобщены полученные результаты.

В процессе итоговой диагностики выявлено преобладание среднего и присутствие высокого уровня развития творческих способностей детей. Дошкольники проявляют интерес к играм с конструктором LEGO, испытывают радость. Дети сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения, проявляют фантазию, применяют в сюжетно-ролевых играх LEGO - фигуры. Родители воспитанников способствуют развитию творческой конструктивной деятельности, участвуют в конкурсах на самую оригинальную постройку из LEGO, придумывают LEGO – сказки.

Таким образом, использование конструктора LEGO в развитии творческих способностей позволяет ребенку получить возможность реализации своих возрастных потребностей в осуществлении своих замыслов, формируется внутренняя мотивация к деятельности и познанию, развивается фантазия.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей 3–5 лет посредством LEGO-конструирования
Опубликовано: 21 января 2025 в 16:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей 3–5 лет посредством LEGO-конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шкабарова (УИ 1288796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД