Анна Деменева
Конспект занятия «Во что верили русские люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Во что верили русские люди»
Подготовила занятие в подготовительной группе №16
воспитатель: Деменева А. В.
Цель: уточнение знаний детей о неземных силах, в которые верят русские люди, становление уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
1. Расширять первоначальные представления о вере людей в природные, неземные силы.
2. Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.
3. Формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Во что верили русские люди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Материал к занятию – заранее оформленная обложка и листы для самодельной детской книги «Во что верили русские люди. Картинки.
Ход занятия.
Доброе утро, давайте быстренько проснемся, потянемся и соседу улыбнемся.
* В: На свете много разных стран, и сегодня нам пришло письмо из далекой Англии от воспитателя английского детского сада. В своем письме она рассказала о том, что в их группе есть много разных книг о жизни русских людей, но нет такой, в которой рассказывается о том, во что верят русские люди. К кому только воспитатель ни обращалась с просьбой помочь ей найти такую книгу, в которой было бы много картинок по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки! Но, к сожалению, она нигде не смогла её найти.
Сегодня я предлагаю вам помочь ей и самим сделать такую книжку.
* В: Ребята, вы согласны сделать книгу для детей из английского детского сада? (Выслушивает ответы детей.) Для того чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить всё, что вы знаете о том, во что верили русские люди.
* В: Прежде люди верили в различные неземные силы.
В какие? ( Примерные ответы детей: в Домового, Лешего, Водяного.)
* В: Ребята, а кто такой Домовой? ( Примерные ответы детей: это добрый дух, он живет в доме.) Да, русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух - Домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым? ( Примерные ответы детей: он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.)
Русские люди верили в то, что если с Домовым поддерживать хорошие отношения: обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды, он будет платить добром за добро: ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье. Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними поиграть, даже пошалить.
* В: Русские люди всегда с уважением относились к Домовому.
Как ласково они его называли? ( Примерные ответы детей: «дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин», «домовенок»)
Ребята, о ком мы расскажем на первой страничке нашей книги?
Дети: о Домовом
Для этого, нам нужно разделится, ребята, которые сидят на стульчиках с желтым кружочком, будут делать страницу с портретом домового, т. е. искать картинки домового за столом №1, команда у которой нет кружочка на стульчике, будут искать картинки где живет, домовой за столом №2.
И второе задание нужно найти картинки, что любит домовой. Определитесь и договоритесь, кто что будет делать.
Вот вам чистые листы книги, которые нужно заполнить картинками.
Вам понятно задание?
Проходите за свои столы и преступайте к работе.
Вот наши первые странички книги готовы.
Давайте пройдем на свои места.
Послушайте сказку, которую придумали русские люди : «Ненастной ночью в избу попросился странный незнакомец, озябший, вымокший. Мужик пустил его, накормил и спать уложил, а наутро, когда тот ему стал за ночлег деньги давать, не взял, отказался. Прощаясь, прохожий ему сказал: «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, ни один зверь не обидит».
* В: Как вы думаете, ребята, кто попросился ночевать к мужику? ( Примерные ответы детей: Леший.) Как Леший отблагодарил мужика? ( Примерные ответы детей: он стал пасти коров в лесу.) Как, повашему, леший был злой или добрый? ( Примерные ответы детей: добрый.)
В: О ком нам можно рассказать на второй странице книги? ( Примерные ответы детей: о Лешем.)
* В: Кто такой Леший? ( Примерные ответы детей: люди думали, что он живет в лесу, что он там главный.) Да, ребята, русские люди верили в то, что в лесу живет Леший, что он там – главный, повелевает птицами, зверями.
* В: Как русские люди относились к Лешему? ( Примерные ответы детей: они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.) Да, наши предки верили в то, что Леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил. Поэтому они ему на пнях оставляли угощения, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать.
А сейчас давайте немного разомнёмся.
*Проводится физминутка
«Раз – грибок, два – грибок»
По тропинке Леший шел,
На полянке гриб нашел (ходьба на месте).
Раз - грибок, два – грибок,
Вот и полный кузовок (приседания).
Леший охает – устал,
Оттого, что приседал.
Леший сладко потянулся (потягивания,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед нагнулся
И до пола дотянулся (наклоны).
И налево, и направо повернулся (повороты туловища).
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку (садятся).
* В: Что мы поместим на следующих страничках нашей книги? (Примерные ответы детей, портрет Лешего.)
Правильно, ПОРТРЕТ ЛЕШОГО.
Сейчас команда номер два будет искать портреты лешего, а команда номер один где он живет. И не забудьте сделать странички что любит леший.
Разделитесь кто будет искать картинки, а кто наклеивать.
Вот, вам чистые странички, приступайте к работе.
Молодцы. Следующие страницы книжки готовы. Проходите на стульчики.
* В: Ребята, в какую еще неземную силу, кроме Домового и Лешего, верили русские люди? ( Примерные ответы детей: в Водяного.)
Что можно рассказать в нашей книге о Водяном? ( Примерные ответы детей: он был добрым духом, который жил в воде.)
* В: Русские люди верили в то, что если к Водяному относиться по-доброму: благодарить, ласково с ним разговаривать, оставлять ему угощение, то он не порвет сети, не утянет под воду.
Наши предки с уважением относились к Водяному, много песен, сказок, игр придумано о нем. Предлагаю поиграть в одну из этих игр.
*Проводится русская народная игра «Водяной».
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий – «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка-водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь», - и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «во-дяной» пытается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль.
* В: Ребята, давайте и о водяном сделаем страничку и мы можем рассказать в нашей книге об этой игре? (Выслушивает ответы детей.) Думаю, что она понравится детям из английского детского сада, всем понравится.
Команда номер один ищет портреты Водяного за столом №1, а команда номер 2 ищет картинки, где живет водяной и картинку со словом ИГРА «Водяной».
* В: Дети, а кто из вас во что верит? ( Примерные ответы детей: в солнышко, в волшебство, в белочек, в сказку, в радость, в жар-птицу.) Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом – «Добро».
Все, во что верили русские люди, тоже можно тоже назвать одним словом – «Добро». Они верили, что добро сильней зла, что оно всегда побеждает. Вот это красивое слово «Добро» мы напишем на последней страничке нашей книги, все вместе и красиво украсим,
* В: Ребята, давайте еще раз рассмотрим странички нашей книги о том, во что верили русские люди (рассматривает вместе с детьми страницы книги). Как вы думаете, понравится наша книга воспитателю и детям из английского детского сада? Почему вы так думаете? ( Примерные ответы детей: в книге много картинок и игр, мы придумали интересные рассказы.) Я тоже думаю, что наша книга всем очень понравится.
* В: Кроме неземных сил славяне высоко ценили силы земные. В какие земные силы они верили? ( Примерные ответы детей: в силу русских богатырей, которые защищали от врагов родную землю.) Каких русских богатырей вы знаете? ( Примерные ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
На следующем занятии мы обязательно дополним нашу книгу Хорошо.
Молодцы сегодня вы очень хорошо потрудились.