Любовь Коростелева
Конспект занятия по математике «Как учились считать древние люди»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 179»
«Как древние люди учились считать?»
Конспект занятия по математике.
Воспитатель: Коростелева Л. С.
Программные задачи:
1. Познакомить со способами счета и обозначением цифр в древности.
2. Расширить знания детей о древнем мире, о занятиях людей в древности.
3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.
Публикация «Конспект занятия по математике „Как учились считать древние люди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Первобытные люди для дошкольников
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
4. Тренировать умение распознавать форму геометрических фигур, развивать внимание.
5. Тренировать умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.
6. Учить пересказывать текст.
7. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями, пополнять лексикон новыми словами.
8. Учить детей эмоционально рассказывать и воспринимать стихи.
9. Развивать мыслительные операции, речь.
10. Развивать фантазию, любознательность.
Оборудование:
• Мяч
• Иллюстрации с изображениями древних людей
• Изображение камня, папируса
• Палка с зарубками
• Веревка с узелками
• Ракушки
• Камешки
• Цветные карандаши
• Карточка с цветами
• Большие карточки с цифрами
• Маленькие карточки с цифрами на каждого, включая 0
• «рожи» из геометрических фигур
• +, -,ракушки
• Ватман, картинки для аппликации, клеящие карандаши, салфетки
Ход занятия:
Игра с мячом «Вопрос – ответ».
- Сколько тебе лет?
- Сколько лап у кота?
- Сколько у тебя друзей?
- Сколько солнц на небе?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько у тебя ушей?
Воспитатель: Что нужно уметь делать для того чтобы ответить на все эти вопросы? (Нужно уметь считать)
А как считали древние люди? Вот послушайте.
Давным- давно много лет назад, наши далекие предки жили небольшими группами – племенами (повторить слово хором).
Что вы уже знаете об этом?
Ребенок: Они бродили по лесам и полям, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались они в шкуры убитых зверей.
Ребенок: Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться различными орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета.
Воспитатель: Но теперь детей учат считать родители, учителя, воспитатели. А первобытным людям не у кого было учиться. Наблюдая за окружающей природой, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – одного волка, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу. И считали так : один – много. Потом они заметили, что многие предметы состоят из пар. Скажите, а что на нашем теле присутствует в паре? (глаза, уши, руки, ноги и т. д.) А у животных?
Наш далекий предок, рассказывая о том, что он видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился считать до 3 ну а затем до 4, 5, 6, и т. д.
Первобытные люди научились показывать число на пальцах. Например, желая обменять сделанное им копье на 5 шкурок для одежды, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. (Выложить предметы).
Как же люди научились записывать цифры? Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на камнях и палках, в виде отложенных ракушек или камушков, узелков завязанных на веревке.
Вглядитесь внимательно, какой – то человек поднял обе руки к верху. Ему было чему удивляться, ведь он обозначал целый миллион. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек изображал миллион. В Древнем Египте числа записывали палочками. В древней Руси буква а – обозначала единицу, в – два, г – три и т. д.
Современные цифры выглядят совсем по- другому. А вы знаете цифры?
В стране цифр случилась беда – все цифры перепутались. Нужно построить их по порядку. Для того чтобы туда попасть нужно построиться в определенном порядке (у детей в руках по одному карандашу, разного цвета, воспитатель показывает карточку с цветами в определенном порядке, дети выстраиваются по цветам).
Воспитатель: Какая цифра самая первая? (1)
Кто расскажет стихотворение про эту цифру?
Ребенок:
Рисовал я единицу
Получилось - ну и ну!
Настоящая ракета
Для полета на Луну.
Как стрела помчусь я в небо,
Где ни разу до меня
Ни один мальчишка не был
Самым первым буду я!
Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа цифра 1?
Следующая цифра:
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух,
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
Кто расскажет стихотворение про эту цифру?
Ребенок:
А вот это посмотри.
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков –
Состоит из 2 крючков.
Воспитатель: Цифра 3 дает нам задание.
(Задание на соотношение числа и цифры. Выложи столько предметов, какая цифра нарисована на карточке).
Следующая цифра:
На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенков)
Воспитатель: Кто знает стихотворение про цифру 2?
Ребенок:
Два на ножке приседает
И головку наклоняет
Так красиво шею гнет-
Прямо лебедем плывет.
Задание: Определить из каких геометрических фигур состоят рожицы.
Следующая цифра:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало? (4)
Ребенок:
Делал Егорка
С мамой уборку
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он
На четыре.
Игра «Исправь ошибку».
III – I =I
II + I =IIII
III+I= I
(выложено на столе из деревянных палочек, дети определяют ошибку, и исправляют, добавляя или убирая палочку).
Следующая цифра:
Как – то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка
Сколько будет?
Ровно(5)
Воспитатель: Кто знает стихотворение про эту цифру?
Ребенок:
А вот это цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи
Цифру пальчику скажи.
(пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Мы собрали все цифры, давайте выложим их по порядку.
(Восстановление числового ряда)
А теперь мы закроем глаза, хором досчитаем до 5 и вернемся обратно в группу.
Итог занятия :
Где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Что вам особенно запомнилось?
Для того чтобы запомнить с помощью чего люди считали в древности, мы выберем нужные картинки и наклеим их на большой лист бумаги. А наши папы и мамы посмотрят, чем мы сегодня занимались.
Аппликация: «С помощью чего люди считали в древности?».