Алина Голубева
Внедрение новых форм работы с семьей, активизация педагогического потенциала семьи с целью формирования семейных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое логоритмика?
Логоритмика - это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Ритм может быть представлен через музыку, движения и речь, особенно стихотворную. Это по своей сути и является основой данной методики. Я также включила сюда визуальный ритм, что также связано с ритмической организацией познаваемого материала.
Почему же именно ритму мы уделяем такое пристальное внимание? Ритм-это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, чередованием пауз и/или акцентов. Ритм не только окружает нас, но также ему подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание и так далее. Внешняя ритмизация может быть естественной: смена времен года, времени суток и так далее, а также созданной самим человеком: график работы магазинов, смена рабочих и выходных дней, узор на одежде или ковре.
Публикация «Внедрение новых форм работы с семьей, активизация педагогического потенциала семьи с целью формирования семейных ценностей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Определенный удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность в дальнейших событиях, а, как известно, наш мозг стремится к тому, чтобы все было понятно, знакомо и продсказуемо. В этом случае он не испытывает стресс и работает в энергосберегающем режиме.
Как показывают исследования, дети с несформированным чувством ритма, которые имеют нарушение моторного планирования, чаще подвержены тревожным состояниям.
Более подробно я хочу остановиться на влиянии ритмов, в том числе музыкальных, на работу центральной нервной системы, а именно головного мозга.
Начнем с того, что сам мозг имеет некие колебания, которые исследуются с помощью электроэнцефалографии и помогают не только увидеть эпиактивность, но и определить зрелость мозговых структур.
Помимо того, что музыка напрямую влияет на психологическое состояние человека, его настроение и испытываемые эмоции, музыкальное образование и обучение игре на музыкальных инструментах благотворно влияет на развитие логического мышления, восприятие информации на слух, моторики и даже словарного запаса. При прослушивании музыки активизируются все области головного мозга.
И вот мы подошли непосредственно к тому,как же связаны ритмизация процессов и музыка с развитием речевой функции. Музыка, так же как и язык, является системой коммуникации, которая считается более выразительной, чем речь. Законы построения музыкальных произведений схожи с нормами строения языка.
Все слова русского языка соответствуют структуре «согласный - гласный». а более сложные структуры являются лишь модификацией основной схемы. Именно поэтому количество слогов определяется количеством гласных звуков, и это же определяет ритмическую структуру слова. Важно отметить, что в коррекционной работе логопеда более перспективными считаются случаи, когда ребенок сохраняет ритмическую организацию слова с нарушением звуконаполняемости, нежели ситуация, при которой ребенок говорит первыми и ударными слогами с неплохим звукопроизношением.
Ритмизация речи через стихотворения, строчки которого подчиняются одному и тому же ритму, способствует лучшему запоминанию речевого материала и более длительной концентрации внимания на нем.
Это лишь малая часть большой и важной темы, которой уделялось множество исследований. В рамках этой программы мы лишь хотели показать, как важна ритмизация речевого процесса и развитие чувства ритма в целом.
Особенности построения программы
Данная программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта. Мы намеренно не привязываем ее к возрасту, так как у детей с нарушениями развития уровень сформированности тех или иных психических процессов может сильно расходиться с биологическим возрастом.
Цель программы : формирование психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с тяжелыми нарушениями развития.
Задачи программы:
- развитие слухового внимания и слухового гнозиса:
- развитие общего, кистевого и пальцевого видов праксиса;
- развитие чувства ритма;
- развитие артикуляционного праксиса через упражнения и проговари-
вание звуковых и слоговых цепочек,
- развитие ритмико-мелодической организации речи;
- развитие импрессивной речи через формирование понимания номи-
нативного и предикативного словарей,
- развитие лексико-грамматического компонента речевой функции;
- развитие операций мышления, памяти и внимания;
- развития социально-коммуникативных навыков.
Каждое занятие условно делится на 5 этапов:
- Входной ритуал,
- Приветствие;
- Основная часть,
- Прощание;
- Завершающий ритуал по тематике занятия.
Также структура занятия определяется наличием нескольких локаций, количество которых увеличивается постепенно, начиная с двух (основная локация и дорожка). Возможны следующие варианты дополнительных локаций:
стульчики;
- работа за столом или вокруг него;
- работа со стеной (метание в стену, наклеивание, рисование на стене и так
далее).