Людмила Таранова
Итоговое занятие «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по представлению, делить слова на слоги, вычленять определенный звук в слове, называть гласные и согласные звуки. Развивать логическое мышление, связную речь.
Программное содержание:
Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;
Темочки:
Продолжать учить называть слова с заданным звуком;
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем;
Развивать внимание, мышление.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику.
Если дождь стучит по крыше,
Если в жизни всё не так.
Улыбнитесь, рассмешитесь,
Ведь улыбка-это класс!
- Ребята, а вы любите сказки?
По неведомым тропинкам
Идет сказка- невидимка.
Ровно в полдень динь-динь-дон
Ты услышишь тихий звон.
Это сказка к нам вошла,
Тише, тише - вот она.
Воспитатель: (Показ иллюстрации сказки через презентацию).
Внимание!Сначала давайте просмотрим иллюстрации!
-А кто помнит, как называется эта сказка?
А чтобы нам с вами попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова: «Покрутись, повертись, быстро в сказке очутись!»
Давайте сказку вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать,
- мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)
I В:- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
Воспитатель: Дети, хотите помочь девочке? (Да)
Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них полным ответом и по поднятой руке.
Беру из печки «пирожки» и читаю вопросы.
Вопросы:
1).«Пирожки»
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
-Из чего состоит предложение? (из слов)
Какими бывают слова и предложения? (Они бывают длинными и короткими).
А какое время года сейчас? (Весна).
Сколько может быть в коротком предложении слов(1,2)
Составьте короткое предложение со словом «ВЕСНА».
А теперь составьте длинное предложение со словом «ВЕСНА».
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое второе? Молодцы!
2).Игра «Небыли». Послушайте и исправьте, если не согласны с ними.
Телега везет лошадь.
Забор красит маляра.
Горшок растет в цветке.
Каша съела Машу.
Заяц съел лису.
Мышка поймала кошку.
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка указала девочке куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Дети: «Бежит девочка,
II. Видит, у дороги яблоня стоит. Качает ветер её веточки, шелестят на яблоньке листики. (Это звуки неречевые-звуки природы-шелест листиков)
(Дети изображают яблоньку, качают руками над головой ш-ш-ш.)
Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задания о звуках».
- Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение о звуках.
«Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать».
1) Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)
-Какие бывают звуки речи (гласные и согласные)
-Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»?
(Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).
- Каким цветом мы их обозначаем? (Мы их обозначаем красным цветом.)
- Как произносятся согласные звуки?
(Они произносятся коротко)
- Почему они не поются? Что мешает?
( Воздух встречает преграду: зубы, язык, губы).
Назовите согласные звуки. Какие вы знаете?
Чем отличается «звук» от «буквы»?
(звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
- А ещё какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).
- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Приложи ладонь к горлу. Если горло дрожит при произношении звука – это звонкий звук, если не дрожит – глухой).
- Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них:
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные, согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь».
2). Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.
Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.
([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’]).
Воспитатель: А на полянке девочка нашла картинки, их нужно разделить на три группы. (На ковре лежат картинки,дети поднимают картинку, распределяются на три группы,подходя к определенной корзине)
Проверяем правильность выбора.
Называют слово,определяют (хлопают)сколько звуков. Если ребенок затрудняется, то дети помогают.
1 корзинка – слова состоящие из одного слога,
2 корзинка– состоящие из 2 слогов.
3 корзинка-из 3 слогов.
Мы ребята на полянке. Поиграем
Упражнение «Спрячься от гусей-лебедей»
Если я говорю слово «печка»- вы приседаете и закрываете руками голову, слово «река» - делаете волнообразные движения руками, слово «яблонька» - встаете прямо и поднимаете руки вверх.
А что же дальше было?
III. Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова «Гуси».?
1)Звуковой анализ слова гуси
Работа за столами с карточками
Воспитатель предлагает произнести слово гуси так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ггуси»,- читаем слово с указкой.
1)- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах дети обозначают звук [г] синей фишкой
-определение второго звука в слове гуси
.С указкой читаем слово интонационно выделяя звук[ у], отмечаем, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой.
Определяем третий звук в слове гуси.
читаем слово интонационно выделяя звук [ с’ ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называя третий звук.
Что мешает во рту? когда мы произносим звук [ с’ ], - «Язычок и зубы». Звук [с’] мягкий согласный обозначается зеленой фишкой.
И, выделяем четвертый звук в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ и ]
Называет звук [ и ], отмечаем, что этот звук гласный, и обозначают его красной фишкой, также определяем место ударения в слове. гуси
гуси — слово из 2 слогов: гуси. Ударение падает на 1-й слог.
Обозначение ударения.
г — [г] — согласный, твердый
у — [у] — гласный,ударный
с — [с’] — согласный, мягкий
и — [и] — гласный.
В слове 4 звука.
Цветовая схема: гуси
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочке. За это речка сказала девочке, где братца искать.
Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем девочке их открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок —Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Нужно выполнить задание,чтобы открылся замок.
Вот и открылся замок и девочка спасла братца.
Воспитатель: Вот и помогли мы спасти девочке братца.
Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. И для этого нам надо сказать волшебные слова : Покрутись, повертись, в детский садик возвратись.