Прядихина Наталья Юрьевна
Открытое итоговое занятие по грамоте в старшей группе «В гостях у сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Упражнять детей в подборе антонимов, в подборе слов определений, в согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных, в спряжении глаголов с чередованием согласных, в образовании слов с помощью приставок, в образовании однокоренных слов.
Закреплять умение детей делать звуковой анализ слова. Продолжать учить определять место заданного звука в словах. Закреплять навык деления слов на слоги.
Развивать умение составлять простые предложения по сюжетной картинке; составлять предложения с союзным словом потому что. Развивать речь детей, развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат.
Публикация «Открытое итоговое занятие по грамоте в старшей группе „В гостях у сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы: нарисованные декорации - печка, яблоня, речка; бумажная корзина с пирожками (на обратной стороне картинки с изображением начинки, тарелки красного, синего и зелёного цвета, яблоки из бумаги с заданиями; пеналы для звукового анализа слов по количеству детей; ширма-домик; сундучок с игрушками; сюжетные картинки по сказке; куклы Маша и Иванушка.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети входят и здороваются с гостями.
Приветствие «Назови друга ласково»
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к сказке. Послушайте отрывок и угадайте эту сказку.
(Воспитатель читает отрывок из книги сказок)
Воспитатель: Жили-были муж да жена. У них были дочка и сынок. Вот как-то раз мать с отцом ушли на работу, а дочке наказали за братцем присматривать. А девочка с подружками заигралась, да про братца и позабыла. Вспомнила про братца, а он пропал.
Воспитатель: Ну что догадались, какая это сказка (Гуси-лебеди)
(Дети садятся на стульчики)
Появляется кукла Маша.
Кукла Маша: Меня зовут Маша. Куда же пропал мой братец Иванушка? Что же теперь делать, как быть, ребята? (Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, поможем Маше (Да) Ну тогда идём к Бабе – Яге выручать Иванушку. Давайте посмотрим в наши воображаемые бинокли, может, мы увидим избушку Бабы-Яги.
(Дети встают кружатся вокруг себя и смотрят в "бинокли")
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Тучи.
Воспитатель: Давайте сделаем дыхательную гимнастику и разгоним тучи.
Дыхательная гимнастика
Очень хмурый день-денёчек
Дунь-подунь наш ветерочек
Разгони все тучи прочь
Будет яркий день – не ночь.
Воспитатель: Разогнали мы тучи, а теперь что вы видите? (Печку)
Кукла Машенька: Печка, печка, скажи где избушка Бабы-Яги?
Печка: Разложите мои пирожки по тарелкам, тогда скажу.
Д/Игра «Назови первый звук»
Воспитатель: Дети, на тарелку красного цвета нужно положить пирожки, у которых начинка начинается на гласный звук. На синюю - если начинка начинается на твёрдый согласный, на зелёную – если начинается на мягкий согласный звук.
Дети подходят берут пирожок с наклеенным изображением начинки (повидло, мясо, капуста, абрикос, горох, рыба, рис, вишня, изюм, земляника, называют начинку, определяют первый звук в этом слове и какой он и кладут на нужную тарелку.
Печка благодарит детей и говорит, что нужно пойти налево, а затем направо. Дети поочерёдно поднимают левую и правую руки.
Воспитатель: Давайте ещё, посмотрим в наши бинокли. Что увидели? (Яблоньку).
Кукла Машенька: Яблонька, скажи где избушка Бабы - Яги?
Яблонька: Тяжело моим веткам, помогите мне сорвать мои яблочки, тогда скажу.
Воспитатель: Ребята, поможем яблоньке?
Кукла Маша: А у меня дома тоже растёт много деревьев с фруктами и я всегда помогаю их собирать.
Воспитатель: Дети, как называется сад где растут яблоки, абрикосы, груши, сливы? (Фруктовый).
Воспитатель снимает с дерева первое яблоко. Спрашивает какого оно цвета.
Воспитатель: Скажите мне какие бывают яблоки? (Дети называют слова - определения) Дети, а яблочки непростые, на них задания. Задание на первом яблоке: Определить место заданного звука в словах и поделить эти слова на слоги (Печка, берег, пирожок, дом, братец, дерево, гуси, лебеди, ступа)
Второе яблоко: Д/игра «Скажи наоборот» с яблоком (воспитатель даёт ребёнку яблоко и говорит фразу, а ребёнок возвращает и называет антоним).
Яблоко - сладкое, а лимон (кислый); в печке – горячо, а в холодильнике (холодно); речка - глубокая, а лужа (мелкая); море – широкое, а речка (узкая); Баба-Яга – злая, а Фея (добрая); камень –тяжёлый, а перо (лёгкое); Машенька – высокая, а Иванушка (низкий); пирожок – мягкий, а камень (твёрдый); день – светлый, а ночь (тёмная)
Третье яблоко: Д/упражнение «Я, мы, они» (спряжение глаголов)
Я –прошу, мы просим, они просят. (я –хожу, хочу, берегу, отвечу, пеку, бегу, ем)
Четвёртое яблоко: Д/игра «Назови правильно». (Образование однокоренных слов). Слова: яблоко (яблоня, яблоневый, яблочное, гусь (гусыня, гусёнок, гусиный, пирог (пирожок, пирожное, река (речка, речной, печка (выпечка, пекарь, пекарня, печной).
Яблонька: Молодцы, спасибо вам, идите направо, а потом налево.
Воспитатель: Давайте снова посмотрим в свои бинокли. Что видите? (Реку).
Кукла Маша: Реченька, где избушка Бабы-Яги?
Речка: Посчитайте до пяти все предметы, которые увидите на мне.
Д/упражнение «Посчитай до пяти».
Воспитатель: Рассмотрите внимательно речку. Какие предметы вы увидели? Вначале нужно подобрать слова – признаки к изображённому предмету, а затем посчитать его до пяти. Картинки (лягушка, рыба, рак, ракушка, камыш, камень)
Дети выполняют задание.
Речка: Спасибо за то, что всё пересчитали. А теперь переплывите через меня и увидите дом Бабы-Яги.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс, одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И пошли к Яге домой.
Воспитатель: – А вот и избушка Бабы-Яги.
Кукла Маша: Наверное, Бабы- Яги нет дома. На двери замок. Как же его открыть?
Воспитатель: На замке картинка с изображением гусей.
Чтобы открыть замок нужно сделать звуковой анализ слова «гуси».
Дети садятся за столы делать звуковой анализ слова «гуси». (Один ребёнок выполняет у доски)
Воспитатель: Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове? Назовите их. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Воспитатель: Назовите первый гласный звук (у)
Воспитатель: Назовите второй гласный звук (и)
Воспитатель: Назовите первый согласный звук (г)
Воспитатель: Назовите второй согласный звук (с)
Воспитатель: Вот и справились с заданием. Садитесь на стульчики. Ну что попробуем открыть замок?
Воспитатель снимает замок. В доме сидит Иванушка и плачет.
Кукла Машенька: Как же мне братца успокоить? Поможете, ребята?
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь стоит сундук. Что же в нём? Д/игра «Какой, какая, какие?» (образование относительных прилагательных).
Дети поочерёдно достают игрушку из сундука и кладут перед Иванушкой. Затем называют её, говорят из чего она сделана и образуют относительные прилагательные. Машина из металла – металлическая, мяч из резины – резиновый, матрёшка из дерева – деревянная, свистулька из глины – глиняная, коробка из картона – картонная, кубики из пластмассы – пластмассовые.
Кукла Маша: Спасибо вам ребята, помогли мне спасти братца. А теперь нам с братцем пора домой возвращаться.
Воспитатель просит помощника забрать кукол, проводить домой.
Воспитатель: Ушли Машенька и Иванушка, а Баба –Яга вернулась и гусей в погоню отправила. Гуси со двора Бабы- Яги (Что сделали) вылетели и полетели. Через речку гуси – (перелетели); мимо яблони они – (пролетели); печку вокруг – (облетели). Но брата с сестрой не догнали и (Что сделали) улетели. И к Бабе- Яге во двор прилетели.
Воспитатель: Ребята, давайте составим предложения по сюжетным картинкам к сказке.
Дети рассматривают предложенные картинки и составляют предложения.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята в какую сказку мы сегодня попали?
А теперь давайте сделаем выводы:
Почему гуси унесли Иванушку? (Потому что Машенька за ним не следила). Почему мы помогли Машеньке? (Потому что она нас попросила). Почему печка сказала куда нам идти (Потому что мы разложили её пирожки). Почему яблоня нас поблагодарила? (Потому что мы сорвали яблоки). Почему речка помогла нам переплыть? (Потому что мы посчитали все предметы). Почему Иванушка перестал плакать? (Потому что мы дали ему игрушки). Почему мы справились со всеми заданиями? (Потому что мы добрые, смелые, отзывчивые, умные, находчивые)
А что вам больше всего понравилось делать?
Воспитатель: Чтобы вы не забыли о том, в какой сказке сегодня побывали, Машенька передала вам раскраски с сюжетами из сказки «Гуси – лебеди».