Наталья Волкова
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения. Конспект занятия в подготовительной группе «В гости к Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представление детей о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, установление причинно – следственных связей. Уточнить представления детей о знакомых птицах их роли в окружающей среде. Воспитывать в детях любовь, заботу, бережное отношение к окружающей среде. Развивать творческие способности детей в коллективной работе. Оборудование: для оформления группы под лесную поляну : деревья, растения, грибы (съедобные и мухомор, домик, игрушка- дедушка, корова, сова. Рисов. Клевер, шмели, игрушки мыши. Набор картинок – волк, заяц, деревья, трава, насекомые, птицы.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, Конспект занятия в подготовительной группе „В гости к Лесовичку“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Д/и «Назови правильно птицу», «Волшебные зеленые листочки», фломастер
Игровая мотивация:
Приход «Лешего» воспитатель
Ход занятия
Группа оформлена под экологическую полянку: деревья, грибы, растения и др. На поляне сидит «Леший» и «рубит» дерево на части.
Дети входят в группу. Приветствуют гостей.
В. – Ребята, посмотрите на нашей поляне есть еще оди гость.
_ Кто вы? И что вы здесь делаете?
_ Леший, не прекращая рубить дерево, отвечает.
- Я друг Бабы – яги – Леший. Она мне дала задание нарубить самых молодых деревьев, чтобы она смогла приготовить на костре свое зелье. А для костра нужны как раз молодые деревья.
В. – Так значит ты вырубил все молодые деревья на нашей поляне? И ничего не оставил
Леший – Почему? Я оставил вам вот это старое корявое дерево, оно мне не нравится. Да и Баба _ Яга говорила, что старые деревья ей не нужны.
В. - Ребята, посмотрите, что наделал лесной житель? Правильно ли он поступил?
Дети - Нет. Нельзя рубить молодые деревья, они будут еще расти. Будут обогащать воздух кислородом, на них поселятся птицы, насекомые. Они будут украшать лес. Даже старые деревья рубить просто так нельзя. Их спиливают специально для изготовления стульев, столов, т. е для мебели.
В. – Ребята, давайте, вспомним пословицы о лесе, пусть леший послушает и запомнит
Дети:- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережет
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
В. – Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
В. – Ну что, Леший? Ты что-нибудь понял?
Леший - Да, кое – что начинаю понимать
В. – Ну тогда мы приглашаем тебя вместе с нами посидеть на нашей поляне, может быть ты еще чему – нибудь научишся. Ребята, возьмем его с собой?
Дети- Да
В. – Тогда рассаживайтесь все на полянке. Ребята и ты, Леший, я хочу вас попросить помочь мне разобраться в одной истории, которая произошла здесь на поляне и дать правильный совет
(Воспитатель обращает внимание детей на домик, рядом стоит старик и пасется его корова, на дереве рядом с домом сидит сова) Жил на поляне в лесу один дед, у него была любимая корова. Он очень любил молоко. Рядом с домом, на соседнем дереве жила сова. Она часто «ухала» по ночам и это деду не нравилось. Он решил ее прогнать. Сова обиделась и улетела. Прошло немного времени и вдруг у коровы пропало молоко. Дед никак не поймет что произошло? Почему корова перестала давать молоко? Вы поможете объяснить
Дети – Сова – хищная птица. Она питается мышами. Когда она улетела, мышей развилось очень много. Мыши стали разорять шмелиные гнзда в земле. Шмелей не стало (они опыляют растения). Некому стало оылять клевер и он завял. А корова питпется клевером. Поэтому у нее пропаломолоко
В- Так что же мы посоветуем деду?
Леший- Завести новую корову, а эту зарезать на мясо
Дети – Нет, надо вернуть обратно сову. И тогда все встанет на свои места
В. – Это будет правильно. Нельзя вмешиваться в природу не обдуманно, причиняя ей вред. Вот что произошло в хозяйстве деда, а он всего лишь прогнал сову!
Леший – Я тут смотрю на вашей поляне много грибов. И среди съедобных есть даже мухомор. Он же вредный, ядовитый. Его нужно уничтожить, раздавить!
В. – Ребята, разве мухоморы вредные грибы? Да, они действительно ядовитые, но конечно же не вредные. Почему?
Дети – Мухоморами лечатся дикие животные, например волки.
В. – Давайте представим, что может произойти в природе, если не будет мухоморов. Если волки будут умирать, их станет мало в лесу. Волки питаются зайцами, если их станет меньше, то зайцев разведется очень много, они много будут уничтожать травы, грызть кору деревьев, деревья, среди растений, в коре деревьев живут насекомые, значит они тоже погибнут. Насекомыми питаются птицы. Птиц в лесу останется очень мало.
В итоге лес может погибнуть, если выпадет одно звено из этой длинной цепи питания
В. - Ну что Леший, будешь ты уничтожать, как ты говорил «вредные»для тебя грибы?
Леший – Нет. Я теперь понял, чтобы всем в лесу хватило еды и никто не погибал нельзя не осознанно вмешиваться человеку в природу и делать так как ему хочется, нравится. Помнить нужно о том, что любое плохое поведение человека в окружающей природе может привести к гибели растений или животных
В. – Я очень рада, что ты это понимаешь и надеюсь, что вы ребята тоже все поняли
В. – Вы хотели бы почувствовать себя деревом?
(экологический тренинг)
Дети и Леший – Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянуться к солнцу
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они следует, покажем-
Крылья мы сможем назад.
В. – Ну вот мы и о птицах вспомним. Какой же лес без наших пернатых друзей!
Я хочу предложить вам игру.
Д/и «Назови правильно птицу»
Вы должны по отдельным частям птицы: по клюву, ногам – составить правильный образ птицы, назвать её, сказать где она обитает, какой образ жизни ведет и т. д.
(Предлагается это сделать 2-3 детям и лешему)
Пока эти дети выполняют задание, подбирают картинки, с другими детьми ведется беседа.
- Какую птицу называют санитаром леса? И почему (дятел, он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых)
- У какой птицы самое зоркое зрение? (ястреб)
Какая птица питается рыбой, бросая ее прежде в «мешок» (пеликан)
- Какие птицы живут на воде?
(цапля, аист, пеликан)
- Каких хищных птиц вы знаете (ястреб, орел, сокол)
Дети, которые составили образ своей птицы по отдельным ее частям и Леший со своей птицей демонстрируют остальным детям свои карточки. Они называют, какие птицы у них получились. Леший делает не правильный подбор из рисунков
В. – Ребята, правильно ли Леший собрал свою птицу?
Дети - Нет. Он собрал клюв и ноги от разных птиц.
В. - Ну что же ребята вы хорошо справились с этим заданием
В заключении я хочу предложить вам в память о пребывании на нашей лесной поляне всем вместе нарисовать с помощью песка …