Эльвира Серасхова
НОД Тема: «Узоры Северного сияния»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Знакомить с национальными узорами (орнаментом).
Развивающие задачи: развивать связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в изготовлении поделки.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к традициям народа ханты, формировать художественно-эстетический вкус.
Словарная работа: орнамент, «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Щучьи зубы», «Олень».
Публикация «НОД Тема: „Узоры Северного сияния“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадки об орнаментах.
Материал и оборудование: Трафареты хантыйских орнаментов; чум, макет оленя, кукла Вечерина в национальной одежде; набор цветной бумаги, картон синего цвета на каждого ребенка, салфетки, клей, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я хочу рассказать легенду «Откуда северное сияние пошло», а вы внимательно послушайте! Рассказывает легенду
Воспитатель: Давным-давно в вершине речки стояло стойбище древних ханты. В стойбище у всех были дети, только одной семье бог не послал дитя. И вот, когда их жизнь шла к старости, день к вечеру, у них родилась девочка. На её лице, как на небе, сходятся две зари — вечерняя и утренняя. Родители долго думали, как ее назвать, раз родилась вечером, назвали Вечериною. Все в стойбище радовались рождению девочки. Она принесёт всем много радости.
Только злой болотный дух – Комполэн был не рад. Темные тучи сгустились над стойбищем. Тяжело стало жить. Костер погас – погасла и радость у людей.
Вечерина выросла доброй, трудолюбивой девочкой. Ходила вместе со старым отцом на охоту, пасла оленей, ловила рыбу. Однажды возвращаясь с охоты, Вечерина наткнулась на маленького олененка, который потерял маму. Спасла Вечерина, выкормила его, и стал он красивым, могучим Белым Оленем. Отпустила его в стадо, но он не хотел уходить. Гордо бегал он вокруг девушки. Не расстались Олень и Вечерина. Надела сбрую расшитую узорами, украсила рога яркими лентами, села на легкие нарты, взяла резной хорей в руки. Оттолкнулся олень от земли, и вместе взвились высоко-высоко в поднебесье. Коснулся неба Белый Олень своими украшенными рогами — полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них — и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния.
Выбежали люди на улицу, увидели под радужным небом Вечерину и ее Белого Оленя. А те медленно плыли под сверкающими полосами, рождая цветную музыку. Музыка разливалась по небу, скатывалась на землю и радовала людей.
С тех давних пор, в морозную ночь, когда загорается северное небо разноцветным сиянием выходят на улицу люди танцевать, с ними невидимо кружится и Вечерина.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поехать в гости к Вечерине. Дети под музыку едут в чум на оленях. Образуют пару: два оленя и каюр.
Встречает кукла Вечерина в национальной одежде: Дети приветствуют ее, рассматривают ее одежду, предметы быта, украшения.
Воспитатель: Что общего вы заметили во всех этих предметах быта, одежды, украшениях?
Дети: Узоры, орнаменты.
Воспитатель: Каждый орнамент что-то означает. Давайте познакомимся с некоторыми орнаментами народа ханты. Показ: На что похож этот орнамент?
Дети: На уши.
Воспитатель: Правильно! Этот узор называется «Заячьи ушки». Такой орнамент наносят на одежду, ханты считают, что он поможет им услышать зверя на охоте. А как называется этот орнамент? Показ
Дети: на рога, ветку.
Воспитатель: Верно, рога оленя. Очень часто можно увидеть этот орнамент на одежде, так как олень является главным помощником в жизни оленевода. Может быть, кто-то догадается, как называется этот орнамент?
Дети: Забор, треугольники, зубы.
Воспитатель: Почти угадали. Это щучьи зубы. Обратите внимание, что все
орнаменты, так или иначе, связанны с природой. Сказки и легенды народа ханты тоже отражают взаимосвязь человека с природой.
Дети подойдите к столу с украшениями, предметами одежды и найдите орнамент «Рога оленя, «Заячьи ушки», «Щучьи зубы».
Воспитатель: Посмотрите, как красиво украшали свою одежду орнаментами хантыйские мастерицы. Все орнаменты похожи на узоры Северного сияния.
Физкультурная минутка «Северное сияние»
(под музыку дети выходят танцевать, изображая переливы северного сияния, затем садятся за столы.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю сделать поделку с орнаментом «Олень», показ готовой поделки с орнаментом, которого вырастила Вечерина. Для работы нам понадобится орнамент «Олень», дети самостоятельно выбирают фон вечернего неба, полоски цветной бумаги для изображения северного сияния.
(На фоне тихой спокойной музыки «Северное сияние», проходит самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась!
«…коснулся неба Белый Олень своими украшенными рогами неба – полосы в небе заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них – и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния…»
Думаю, что даже Комполэну - Болотному Духу не под силу испортить такую красоту. Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими поделками. Глядя на ваши поделки хочется прочитать стихи Северного поэта Микуля Шульгина «Хантыйские узоры» :
«Хантыйские узоры
красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи, то на птиц,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб…» М. Шульгин
А теперь нам пора отправляться в детский сад. Дети под музыку едут на оленях. Образуют пару: два оленя и каюр.
Воспитатель: Как называется легенда, с которой мы познакомились?
Дети: «Откуда пошло Северное сияние»,
Воспитатель: С какими орнаментами мы сегодня познакомились?
Дети: Рога оленя, заячьи уши, щучьи зубы.
Одежда у народа ханты такая же яркая как северное сияние, переливающее разнообразными узорами. (Просмотр слайдов национальной одежды, флага и герба Ямало-ненецкого автономного округа).
Воспитатель: Почему у этих узоров такие необычные названия, откуда они взяты?
Дети: В своих узорах ханты отражали все, что видят в природе.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, всем спасибо!