МААМ-картинки

Тема: Свойства воды, льда и пара

Надежда Клюкас
Тема: Свойства воды, льда и пара

Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твёрдого, жидкого и газообразного тел. Дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование: тарелочка с цветным льдом, палочка длиной 12-15см, баночки, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, подносы для каждого ребёнка.

У воспитателя: банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лёд толщиной 0.5-1см, шампунь, 2матрёшки, гвоздик, альбомный лист.

Описание хода занятия.

Публикация «Тема: Свойства воды, льда и пара» размещена в разделах

Дети вошли и расселись за столами.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Я расскажу вам сказку о маленькой капельке. Жила-была капелька, Там, где она родилась было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она пряталась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала лёгкой, как воздух и невидимой, как он и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнышка. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер, который не секунды не сидит без дела погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжёлой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз,но по дороге замёрзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима. Понравилась вам эта сказка? О чём она?

Воспитатель: Что у вас на столах?

Дети: Подносы, льдинки, банки с водой.

Аня: Льдинки-то цветные!

Воспитатель: Возьмите их в руки, погрейте.

Дети берут лёд в ладони.

Воспитатель: Что можно сказать про лёд? Он горячий, аж жжётся!

Дети: Нет, он очень холодный, потому и жжётся. Мокрый, твёрдый. Гладкий, скользкий. Он тает.

Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладонях и тарелке?

Дети: Вода. Цветная вода.

Воспитатель: Почему лёд тает?

Дети: Потому что тепло, тёплые руки.

Воспитатель: Бросьте льдинки в банку с водой. Что вы видите?

Дети: Они плавают.

Воспитатель: Почему?

Дети: они очень лёгкие.

Воспитатель: Посмотрите на мою льдинку. Какого она цвета?

Надя: Белая она.

Воспитатель: Да, белая, такая же как этот лист бумаги (показывает альбомный лист). Молчание.

Серё жа: Нет, не такой белый, лёд прозрачный.

Воспитатель: Кто прав Надя или Серёжа? А как проверить кто прав?

Дети: Можно посмотреть. Я через лёд вижу вашу руку, а через листок бумаги – нет.

Воспитатель: Действительно вот 2 матрёшки, я одну спрячу за кусок льда, а другую за листок бумаги. (прячет)

Дети делают вывод, что лёд прозрачный, а не белый.

Воспитатель: Возьму сейчас молоточек и постучу по льдинке. Какая она?

Дети: Твёрдая.

Воспитатель стучит сильнее – лёд раскалывается.

Воспитатель: Ой, что произошло?

Дети: Льдинка разбилась.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она тонкая была.

Воспитатель: А какой лёд не разобьётся от моего удара?

Женя: Толстый лёд на реке. Он даже человека выдержит.

Воспитатель: Всегда ли он толстый лёд на реке?

Дети: Нет. Весной тает. Он и зимой бывает тонкий. По реке ходить нельзя когда лёд тонкий.

Воспитатель: У вас в баночках с водой весна или зима?

Дети заглядывают в свои банки и не видят вообще льда. В банках чуть подкрашена вода.

Дети: У нас уже лето. Льда совсем уже нет. (дети смеются)

Воспитатель: Куда уже делся ваш лёд?

Дети: Растаял. Это же вода замёрзшая была.

Воспитатель: А в моей банке ручеёк. Послушайте.

Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.

Воспитатель: Что делает вода?

Дети: Переливается. Журчит. Песни поёт. Льётся. Шумит. Она у вас разговаривает.

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети почти хором: Прозрачная.

Воспитатель: Как проверить?

Дети: Бросить туда надо что-то.

Воспитатель: Вот у меня есть гвоздик. Можно его бросить?

Дети: Да!

Воспитатель бросает гвоздик: Что произошло?

Дети: Его хорошо видно, вода прозрачная.

Воспитатель: Я предлагаю вам ещё опыт.

Воспитатель подошёл к детям и каждому в банку налил немного шампуня.

Воспитатель: Прошу палочками размешать получившуюся жидкость.

Дети взбалтывают шампунь.

Воспитатель: Что получается?

Дети: Вода пенится. Стала мутной. Хорошо пахнет. Пузыри вверху стали плавать.

Воспитатель: Для чего нам нужна такая жидкость?

Дети: Голову мыть. Мыться можно. Пузыри мыльные пускать.

Воспитатель: Прекрасная идея. Мы оставим эту воду для мыльных пузырей. А можно этой водой мыть голову?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она холодная.

Воспитатель: А как вы узнали?

Лада: Я потрогала банку – она холодная. (все дети прикасаются к банке)

Дети: Да, нельзя мыть голову, холодная вода.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вода была тёплая?

Дети: Подогреть её.

Воспитатель: На чём?

Дети: Костре, плите, кипяток влить.

Воспитатель: А можно кипятильником?

Воспитатель достаёт кипятильник, включает его для подогрева воды.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она становится теплая.

Воспитатель: А чтобы была горячей, что надо?

Дети: Ещё больше подогреть.

Воспитатель: Что хорошего в том, что вода будет горячей?

Дети: Можно голову мыть, посуду. Чай пить. Согреться.

Воспитатель: Что плохого в горячей воде?

Дети: Можно обжечься. Стакан лопнуть.

Воспитатель: Вот моя вода кипит.

Люба: Нет, ещё не кипит, не булькает.

Аня: Надо, чтобы булькало.

Вода закипела.

Дети: Теперь кипит.

Воспитатель: Что это такое у банки идёт?

Саша: Дым.

Вова: Не дым, а пар!

Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды. Дети внимательно смотрят. Вода начала стекать опять в банку.

Воспитатель: Ребята. Что это у нас? Вода капает.

Дети: Дождь в банку капает.

Воспитатель: Да ведь был пар. Откуда вода на стекле взялась?

Дети: Она в паре вода-то. Вода собралась на стекле.

Воспитатель: Так что же получается, лёд – это вода и пар – это вода?

Дети: Да и лёд и пар – всё это вода. Лёд – холодная вода, вода которая замёрзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, она в пар превращается.

Воспитатель: забыли мы про свои пузыри. (Предлагает детям выйти из-за стола попускать мыльные пузыри. Включает запись весёлой песенки.)

По окончании звучания песенки, воспитатель предлагает оставить пузыри. Воспитатель предлагает вернуться на палас.

Воспитатель: Так вода может быть…

Дети: Паром, льдом, просто водой.

Воспитатель: Я расскажу вам сейчас почему так происходит. И в паре и в воде, И во льду живут маленькие человечки. Живут они только по- разному. Во льду человечки твёрдо стоят на ногах и крепко держатся за руки вот так. Сейчас мы все человечки льда. Воспитатель пытается «разбить» лёд.

Воспитатель: Нет, у нас твёрдый зимний лёд на реке.

Воспитатель: А я сейчас, как Волк из «Ну-погоди!» включу кипятильник, опущу в реку и весь ваш твёрдый лёд растает. (включает кипятильник)

Воспитатель: Ой! Наши человечки уже не так твёрдо держатся за руки. Они отпускают руки и становятся человечками воды, которых легко можно перелить куда угодно.

Воспитатель: А какие человечки бывают у пара? Как вы думаете, какие они? Так же спокойно в банке живут?

Дети: Нет, они из банки выбегают.

Воспитатель: Вот вы человечки пара – разбегайтесь дети по всей комнате. А сейчас я «выключу» свой кипятильник. Что происходит в серии «Ну- погоди!», когда заяц выключает кипятильник?

Дети: Вода стала замерзать

Воспитатель: Где наши человечки льда?

Дети быстро берутся за руки и твердо стоят на ногах.

Воспитатель: Мы с вами были человечками льда, воды и пара.

Воспитатель: Что интересного узнали вы на занятии?

Загадки

Его просят, его ждут, придёт прятаться начнут. (дождь)

С неба – звездой, а в ладони – водой. (снег)

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели, он пахнет весной. (сосулька)

Публикации по теме:

«Раздувайся пузырь» познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей 4–5 лет ТЕМА: «Раздувайся пузырь» Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обследовании предметов водно – воздушной среды. Побуждать.

Шоу мыльных пузырей.Шоу мыльных пузырей. Шоу мыльных пузырей. Сегодня наш д/сад посетили клоуны. Они показали шоу мыльных пузырей. Дети с интересом смотрели представление, охотно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: Свойства воды, льда и пара
Опубликовано: 24 января 2013 в 21:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД