Вишневецкая Татьяна Васильевна
Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей»
(некоторые аспекты музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста)
-Алгоритм проведения мастер –класса- это поделиться опытом с коллегами в музыкально ритмических движениях, с одним из видов деятельности музыкального занятия.
Цель мастер-класса:
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.
Используемый материал: палочки, ритмические карточки,мультимедия
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии.
Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм». А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.
Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.
Первоочередная задача для педагога-музыканта : сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
2. Практическая часть
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хасмитуллиной.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)
После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:
• хлопки ладошками;
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки пальчиками
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр, используя возможности нашего тела.
Давайте проверим, ровный ли у нас круг, потому что мы будем не только использовать звучащие жесты, но и двигаться по кругу в одном направлении 6 шагов, давайте попробуем без музыки, повернулись, идем и считаем: 1-2-3-4-5-6 стоп, остановились и похлопали 3 раза в ритме: П I. Хорошо, а теперь попробуем под музыку. Необходимо поймать ритм в первой фразе и двигаться, согласно ему.
Проводится музыкально-ритмическое упражнения с использованием звучащих жестов.
Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.
Ещё одна игра приветствие на музыкальных занятиях – это ритмическая распевка:
Муз. рук пропевает : Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают : «Здравствуйте!
Муз рук: В гост к музыке пришли!
Дети отвечают : Здравствуйте!
Существует много способов развития музыкально ритмических движений. Используя музыку музыкальный руководитель на занятиях может предложить ритмические движения с предметом (флажки, цветы, голуби на полочках, ленточки- лучики, колокольчики.
Например музыка Шостаковича «Марш», «Весенний перезвон» Штраус, Турецкий марш Моцарта, и т. д.
В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Обратите внимание, на то, что палочки можно дать ребенку в руки, а можно предложить взять самому. В том и ином случае, контейнер, в котором находятся палочки или коробочка должны быть эстетически оформлены. Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.
Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и на первых занятиях говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т. д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.
После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.
Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.
После того, как игра проведена, предлагаю детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования, письма и. т. д.
Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.
Начинаем с простой игры.
Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
Игра с палочками «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.
Существует ряд пособий, которые помогают детям познакомиться с ритмическими рисунками даже в младшем возрасте. Сейчас мы поиграем на палочках, используя ритмические карточки. На карточках кружочками (маленькими и большими) изображен ритмический рисунок, который мы можем прохлопать, прошлепать или исполнить на палочках.
Внимание, смотрим, исполняем.
Проводится игра на палочках по ритмическим карточкам:
П I I I; I I П I; П П I I; П I П I;
Молодцы! Справились с заданием!
Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.
Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.
Собираем палочки, проходим на свои места.
Ещё используем колокольчики также по карточкам можно сыграть колокольчиком ритм.
Например:
-К,К. К; К, м,К; К, м, К,м;
Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили полезную информацию. А теперь можно подвести итоги нашего занятия.
3. Рефлексия.
Таким образом происходит активное всестороннее воздействие, комплексный подход к выбору современных технологий. Педагог – музыкант применяет технологии непосредственно влияя на формирование его личности. Он помогает ребёнку в восприятии и познании окружающего мира, воспитывает бережное отношение к нему. Конечно на занятиях применяются музыкально ритмические игры применяются как фонограммные игры, так и игры под инструмент. Чем интересней игра,тем получается определённый результат. Музыкально- ритмические навыки с игровым элементами тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения особенностей в разнообразных движениях.
Используемая литература.
1. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание» М, 2008г.
2. Лукьянова М. Б. «Творчество детей в танцах»М, 2010г.
3. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»М. 1996г.
4. М. Г. Орлова «Учите детей двигаться и петь» М, 1996г.
5. Л. Пилипенко «