Приложение МААМ

Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей

Вишневецкая Татьяна Васильевна
Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы

«Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей»

(некоторые аспекты музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста)

-Алгоритм проведения мастер –класса- это поделиться опытом с коллегами в музыкально ритмических движениях, с одним из видов деятельности музыкального занятия.

Цель мастер-класса:

Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Темочки:

• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.

Используемый материал: палочки, ритмические карточки,мультимедия

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

3. Рефлексия – итог мастер-класса

1. Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии.

Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм». А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.

Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.

Первоочередная задача для педагога-музыканта : сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.

Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

2. Практическая часть

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки Л. Хасмитуллиной.

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!

- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!

- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!

- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)

- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам

- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)

- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)

После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:

• хлопки ладошками;

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки пальчиками

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр, используя возможности нашего тела.

Давайте проверим, ровный ли у нас круг, потому что мы будем не только использовать звучащие жесты, но и двигаться по кругу в одном направлении 6 шагов, давайте попробуем без музыки, повернулись, идем и считаем: 1-2-3-4-5-6 стоп, остановились и похлопали 3 раза в ритме: П I. Хорошо, а теперь попробуем под музыку. Необходимо поймать ритм в первой фразе и двигаться, согласно ему.

Проводится музыкально-ритмическое упражнения с использованием звучащих жестов.

Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.

Ещё одна игра приветствие на музыкальных занятиях – это ритмическая распевка:

Муз. рук пропевает : Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают : «Здравствуйте!

Муз рук: В гост к музыке пришли!

Дети отвечают : Здравствуйте!

Существует много способов развития музыкально ритмических движений. Используя музыку музыкальный руководитель на занятиях может предложить ритмические движения с предметом (флажки, цветы, голуби на полочках, ленточки- лучики, колокольчики.

Например музыка Шостаковича «Марш», «Весенний перезвон» Штраус, Турецкий марш Моцарта, и т. д.

В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

Обратите внимание, на то, что палочки можно дать ребенку в руки, а можно предложить взять самому. В том и ином случае, контейнер, в котором находятся палочки или коробочка должны быть эстетически оформлены. Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.

Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и на первых занятиях говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т. д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.

После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.

Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.

После того, как игра проведена, предлагаю детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования, письма и. т. д.

Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.

Начинаем с простой игры.

Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.

Игра с палочками «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее

Ножки, ножки, танцевали?

Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.

Существует ряд пособий, которые помогают детям познакомиться с ритмическими рисунками даже в младшем возрасте. Сейчас мы поиграем на палочках, используя ритмические карточки. На карточках кружочками (маленькими и большими) изображен ритмический рисунок, который мы можем прохлопать, прошлепать или исполнить на палочках.

Внимание, смотрим, исполняем.

Проводится игра на палочках по ритмическим карточкам:

П I I I; I I П I; П П I I; П I П I;

Молодцы! Справились с заданием!

Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.

Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.

Собираем палочки, проходим на свои места.

Ещё используем колокольчики также по карточкам можно сыграть колокольчиком ритм.

Например:

-К,К. К; К, м,К; К, м, К,м;

Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили полезную информацию. А теперь можно подвести итоги нашего занятия.

3. Рефлексия.

Таким образом происходит активное всестороннее воздействие, комплексный подход к выбору современных технологий. Педагог – музыкант применяет технологии непосредственно влияя на формирование его личности. Он помогает ребёнку в восприятии и познании окружающего мира, воспитывает бережное отношение к нему. Конечно на занятиях применяются музыкально ритмические игры применяются как фонограммные игры, так и игры под инструмент. Чем интересней игра,тем получается определённый результат. Музыкально- ритмические навыки с игровым элементами тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения особенностей в разнообразных движениях.

Используемая литература.

1. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание» М, 2008г.

2. Лукьянова М. Б. «Творчество детей в танцах»М, 2010г.

3. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»М. 1996г.

4. М. Г. Орлова «Учите детей двигаться и петь» М, 1996г.

5. Л. Пилипенко «

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Брейн — ринг для музыкальных руководителейБрейн — ринг для музыкальных руководителей Образованность музыкального руководителя как залог успешной работы Я уже писала о том, что вместе со своей коллегой из другого детского.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителейФотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей в Калининграде 27-28 марта в Калининграде прошёл авторский семинар-практикум.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 18:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии дошкольного образования для музыкальных руководителей» (включая файлы) размещена пользователем Вишневецкая Татьяна Васильевна (УИ 3098776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД