Наталья Попова
Конспект НОД по приобщению детей к искусству с элементами ТРИЗ «Составление рассказа по картине Ю. П. Кугача «В субботу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Семицветик»
Конспект НОД по приобщению детей к искусству с элементами ТРИЗ для детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к искусству с элементами ТРИЗ „Составление рассказа по картине Ю, П, Кугача „В субботу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Тема: Составление рассказа по картине Ю. П. Кугача «В субботу»
Подготовила: воспитатель, Попова Н. В.
Тамбов 2023
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Семицветик»
Конспект НОД по приобщению детей к искусству с элементами ТРИЗ для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: Составление рассказа по картине Ю. П. Кугача «В субботу»
Цель: развитие предпосылок эстетического восприятия у детей 4-5 лет через специально организованную работ с живописью.
Задачи:
• формировать умения внимательно рассматривать персонажей картины.
• обучать мыслительным действиям, ведущим к перечислению объектов на картине.
• обогащать речь прилагательными и глаголами.
• упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
• развивать логическое мышление.
• развивать умение соблюдать правила игры.
• воспитывать культуру ведения диалога
Материалы: Картина Ю. П. Кугача «В субботу» распечатанная форматом А-3; «волшебная труба»; валенки; самовар; рушники - полотенца; лавка; игрушечная кошка.
Ход занятия:
I Мотивация
- Ребята, вы любите выходные? (ответы детей)
- А выходные это что? (ответы детей)
- Чем выходные отличаются от обычных дней? (ответы детей)
- А что вы больше всего любите делать в выходные? (ответы детей)
Вывод: Да выходные это когда все люди отдыхают. Вы не ходите в садик, а мамы и папы не ходят на работу. Эти дни мы можем проводить как хотим. Можем вместе погулять, сходить в кино или театр, поиграть в любимые игры, сходить в гости и т. д.
II Рассматривание картины, анализ композиции, колористики, смыслового посыла художника.
- А сейчас я хочу вам кое - что показать.
- Занимайте свои места. (как только дети сели на стульчики развернуть картину, сесть самой рядом с детьми)
- А сейчас давайте просто посмотрим в полной тишине. (считаю до 20)
- Ребята, что же это перед нами? (картина)
- Ребята, а кто пишет картины? (художники)
- Да и эту картину тоже написал художник.
- Ребята, а кто первый вам бросается в глаза? (выслушать ответы, как только назвали центральную женщину сделать вывод)
- Ребята и правда, ее сразу замечаешь.
- И это не случайно, посмотрите, где изобразил ее художник? ( вывод: в центре)
- Наверное, ху трубыдожник так и задумал, чтобы мы ее заметили первой.
- Давайте рассмотрим остальных участников нашей картины. А для этого мы используем нашу волшебную трубу, которая видит только кого – то одного. Раздать трубы всем детям, дать установку
- Сейчас возьмите трубы внимательно и молча посмотрите на картину, найдите через нее всех персонажей этой картины, а потом назовете мне кого-то одного. (смотрим несколько секунд, смотрю вместе с детьми, затем говорю)
- Вот я например вижу маленькую девочку, которая пьет, а вы увидели ее?
- Наведите свои трубы на этот персонаж.
- Увидели? (ответы детей)
Поочередно рассмотрели всех персонажей, назвали их. Затем собрать трубы.
- Ребята, какие вы молодцы, всех вы заметили через наши волшебные трубы.
- А вот скажите, что же объединяет всех персонажей на картине? (ответы детей…они семья, они люди….)
- А чем они все похожи? (В случае затруднения привести пример. А чем например Даша похожа на Машу? Тем что они обе девочки.)
Вывод: вот и здесь, на картине, художник изобразил нам кого? (женщин) Да взрослых женщин и маленьких девочек.
- Давайте посмотрим, чем же они все заняты? (ответы детей)
- Скажите, а где же находятся наши героини, где происходит действие картины?
- Это город или деревня?
- Может это быть комнатой в квартире? Почему? (Потому, что мы видим печь, деревянные стены, полы, такого нет в квартире.)
- Значит действие происходит в деревенском доме.
- Ребята, а мы то с вами знаем, как называется главная комната в деревенском доме (избе) - горница. И в этой горнице многие предметы знакомы. Давайте рассмотрим их, что вы видите? (самовар, печь, деревянная лавка, табурет)
- А что лежит на полу? (половики домотканые)
- Почему они так называются домо-тканные? Да от того, что их ткут где.? дома.
- Что весит на печи? (рушники-полотенца украшенные вязаным кружевом, цветная занавеска.)
- Красиво в горнице? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете кто хозяйка этой горницы?
- Да возможно.
- А почему вы так решили? (ответы детей)
- Эх жаль не видно окошка на этой картине. Какое там интересно время года?
- А вы как думаете? (выслушать ответы, в случае затруднения обратить внимание детей на девочку, которая пьет. Во что она обута – в валенки.
- О каком времени года говорит эта обувь? (о зиме)
- Но она же дома, почему же она в валенках? (часто зимою в деревенском доме бывает холодным пол, не смотря на то что топится печь. Поэтому она и в валенках.
- Ребята, а давайте обратим внимание, кто куда смотрит?
- Вот например девушка с самоваром куда смотрит? (ответ детей : она смотрит на девочку которая пьет)
- А как она на нее смотрит? (с любовью, ласково)
- А на кого смотрит бабушка? (на девочку в красном платье)
- А на кого смотрит мама? (на бабушку)
- А кто смотрит на нас? (девочка в красном платье)
- Ребята, получается так, что каждый герой картины дарит кому-то свой взгляд, свое внимание.
- Почему? (потому что они любят друг друга и рады видеть друг друга)
- Как вы думаете, а какое у них настроение? (хорошее)
- А почему? (да потому, что все вместе собрались)
- Настроение то хорошее, но вот мне кажется, что все они немного уставшие.
- Как думаете почему? (да потому, что всю неделю они работали.)
- Как вы думаете, кто из них работал? (взрослые)
- Но взрослым еще помогают дети, дел в деревне хватает всем, даже кошка работала, как думаете, что она делала? (охраняла зерно от мышей)
- А какой же это день недели если все вместе собрались? (суббота или выходной)
- Я открою вам секрет эта картина так и называется : «В субботу», а написал ее Ю. П. Кугач.
- Понравилась вам эта картина?
- Хотелось бы вам оказаться внутри этой картины?
III Оживление картины, рефлексия.
Внести предметы: валенки, самовар, рушники, лавка, игрушка кошка.
- Ребята вы узнаете эти предметы из нашей картины?
- Давайте представим, что мы вошли в картину : закройте глаза и послушайте нашу картину, что вы слышите? (мурчание кошки, треск печи, звякание самовара, поскрипывание половиц….)
- А сейчас представьте, что вы все можете в этой картине потрогать. Например: валенки, самовар, лавку, кошку, что вы ощущаете, что чувствуете?
- Хорошо вам было в этой картине?
- Почувствовали вы субботу?
- Почувствовали вы выходной?