Мария Зайцева
Конспект занятия «Составление рассказа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: дети 5-года жизни (старшая группа)
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», “Здоровье”.
Программное содержание:
Образовательные задачи: учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ; закреплять умение составлять развернутые предложения; упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа об осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие задачи: развивать активный словарный запас; развивать память, мышление через игры и упражнения;
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».
Оборудование: интерактивная доска.
Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок.
Раздаточный материал: схемы для отгадывания загадок.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа:
1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.
2. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.
3. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
4. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»
Структура:
1. Мотивация деятельности детей.
2. Рассматривание карточек на тему “ Осень”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.
3. Отгадывание загадок о овощах и фруктах
4. Сюрпризный момент
Посадка детей, размещение: дети сидят на стульчиках перед экраном.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от веселого человечка «Торопыжки» (картинка Торопыжки на экране телевизора). Давайте прочитаем его:
«Уважаемые ребята! Осень - прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.
С нетерпением буду ждать вашего ответа».
Воспитатель: Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?
(воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).
Воспитатель: первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует сказать о том, какое солнце осенью?
Дети: Яркое, холодное и т. д.
Воспитатель: Действительно, ребята, осенью солнце светит ярко, но слабо согревает землю.
вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?
Дети: небо хмурое, серое, пасмурное.
Воспитатель: небо осенью низкое, хмурое, пасмурное, чаще идут дожди.
-Третья карточка - Что на ней изображено? (листья). Что происходит осенью с деревьями?
Дети: листья желтеют, становятся разноцветными и т. д.
Воспитатель: Правильно, листья на деревьях желтеют, краснеют, т. е. надевают свой яркий наряд.
Физкультминутка:
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель: Четвертая карточка – ежик. Кто знает какие изменения происходят осенью в жизни зверей.
Дети: Запасаются едой к зиме, готовятся к зимней спячке.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «». Вы должны к карточкам с животными подобрать определенные действия
( например: Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью))
пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об
этом.
Дети: птицы улетают в теплые края
Воспитатель: Совершенно верно, птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы. Ребята, найдите, пожалуйста на картинке зимующих птиц в одну коробку, а улетающие - в другую.
(Дети перекладывают каточки)
- Молодцы. Вы справились с заданием. Сейчас рассмотрим шестую карточку. (люди)
– Чем занимаются люди осенью?
Дети: Люди одеваются потеплее. (Если затрудняются ответить, то воспитатель предлагает карточки для подсказки)
Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:
Физминутка осень пришла
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг
А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.
Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. Послушайте мой рассказ, рассказ называется :
«Богатая осень».
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик. С деревьев опадает листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками. Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.
(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).
Рассказы получились очень интересными, спасибо.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Ребята, пока Серафима и Миша составляли рассказ, я их рассказы записывала. Рассказы Серафима и Миши отправим нашему веселому человечку «Торопыжке»
(воспитатель записывает при детях рассказы вкладывает в конверт и отправляет письмо «Торопыжке на улицу «Лесная»).
Физминутка:
«Фрукты»
Будем мы варить компот (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ (хлопать в ладоши)
Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру
«Узнай по описанию».
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:
1. Зоя подойди к столу и загадай загадку:
(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:
2. Лиза подойди к столу загадай загадку:
(Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,, растет в земле, используется в вареном, печеном, жареном, сыром виде-картофель)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
Анализ занятия.
-Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)
-Какое полезное дело мы сделали для него (составили рассказ про осень).
-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим богатством.
(дети Зоя и Лиза раздают разрезанное яблоко и картофель детям).
На этом наше занятие закончилось.