Татьяна Доркина
Конспект занятия по автоматизации звука [Ч] «Сказка о кузнечике»
Тема: «Сказка о кузнечике» (автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложении».
Коррекционно-образовательные задачи:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата, силу голоса, выдоха. Закрепить звук [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях. Автоматизировать звук Ч в чистоговорках - небылицах. Учить определять наличие звука в словах.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Ч] „Сказка о кузнечике“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кузнечик
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивать фонематическое восприятие, слуховое и речевое внимание. Обогащать и активизировать словарный запас. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед рассказывает сказку : Жил – был в траве кузнечик и он любил петь песенку.
Песенка кузнечика : Ч-Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч-Ч. Какую песенку пел кузнечик? (Ч)
У кузнечика были друзья : Бабочка, паучок и пчелка. Какой звук слышится в словах? (Звук Ч).
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: «Сегодня мы будем продолжать учить звук Ч»
3. Характеристика звука.
- Какой это звук? Характеристику звука даёт ребёнок.
- Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
4. Разбор артикуляции звука.
На столе схема артикуляции звука.
- Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ) :
• губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
• зубы сближены,
• кончик языка касается нёба (за бугорками,
• боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
• спинка языка поднята,
• под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Надо подготовить язычок.
"Крылечко"
Чок- чок, чок- чок,
Я - весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.
"Часики"
Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок.
На часы взглянул - идут:
"Тик-так, тик -так!"
"Вкусное варенье"
На солнышке повалялся.
И проголодался.
"Маляр"
Хватит отдыхать, вставай!
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели.
"Чашечка"
Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!
Чок-чок,чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и - на бочок.
6. Развитие фонематического восприятия.
Логопед:- Кузнечик любил с друзьями петь песни.
- Повтори слоговые цепочки: АЧ – ОЧ - УЧ
ОЧ - УЧ- ЮЧ
ЫЧ - ЕЧ- ИЧ
ЧА –ЧО – ЧУ
ЧИ –ЧЕ – ЧЮ
III. Психогимнастика. Мальчик поймал бабочку и посадил в коробочку. Покажи, печальную бабочку. Откроем коробку, изобрази бабочку, улетевшую на волю. Как вы рассердились на мальчика, посадившую бабочку в коробочку.
8. Автоматизация звука Ч в словах.
Кузнечик решил подарить друзьям подарки-картинки со звуком «Ч».
Игра «Назови картинки, в названии которых слышится звук «Ч».
9. Игра «Назови ласково»
Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка
Цветок – шапка – коса –
Сумка – лента – утка –
Река – лиса – паук –
IV.Физкультминутка.
Чок-чок-чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут, весело хохочут.
(Ребенок сопровождает стихотворение имитацией всех действий)
10. Закончи предложения.
- Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч] :
Логопед: Кузнечик с друзьями любят разгадывать чистоговорки- небылицы.
11. Игра «Подбери правильное слово»
По небу плывет - РУЧКА (ТУЧКА)
Уютная теплая - ТАЧКА (ДАЧКА)
Над морем летит - МАЙКА (ЧАЙКА)
Емеля едет на - СВЕЧКЕ (ПЕЧКЕ)
Больным помогает – ГРАЧ (ВРАЧ)
12. Итог занятия.
С каким звуком мы занимались? Что понравилось на занятии?