Светлана Дедова
Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию
▼ Скачать +Заказ
Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию
Основными идеями обновления дошкольного образования стали комплексность и вариативность, поэтому на педагогов дошкольной образовательной организации возлагается ответственность в выборе, разработке и осуществлении образовательных ресурсов ДОО, будет в дальнейшем определять систему и структуру работы по формированию патриотической и нравственной позиции дошкольника, приучение к нравственному отношению и поведению к окружающим людям, семье, Родине, стране, государству.
Публикация «Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от12.05.2009№537).
Актуальность гражданско-патриотического воспитания заключается в том, что произошли изменения в обществе, изменились нравственные ценности, отношение к событиям в стране, отношение к отдельным личностям, отношение к Родине.
Перед стандартом ДО ставятся следующие цели:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
-осуществление равных возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
в осуществлении дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагают создание в дошкольных образовательных организациях условий для нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Принципы разработки программ патриотического и нравственного воспитания дошкольников в ДО :
Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Содержание образовательной программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Формирование первичных представлений о себе, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
-Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь
Формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
-Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
-Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством судьбы в учебных пособий.
-Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители, педагогические работники.
Для составления и реализации программмы по патриотическому воспитанию дошкольников рекомендуется использовать модель патриотического воспитания ДОО
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несёт народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.