Анастасия Шагаева
Тема семинара «Особые дети: опыт, проблемы»
▼ Скачать + Заказать документы
6 городской научно-практический семинар
«Актуальные вопросы воспитания, развития, обучения, сохранения здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Тема семинара
«Особые дети : опыт, проблемы»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
Василий Сухомлинский
Публикация «Тема семинара „Особые дети: опыт, проблемы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Проблема диагностики и коррекции детей с множественными нарушениями в развитии на настоящий момент актуальна как никогда. Группы «Особый ребенок» важны для социальной адаптации и полноценного развития детей с особенностями в развитие. С каждой диагностикой и написанной коррекционной работой мы приобретаем опыт, который бесценный для нас.
Пройдя достаточно большой путь, мы уже на данном этапе можем собрать все полученные результаты и структурировать по этапную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем модель социально – психологической реабилитации, которая включает в себя:
1. Этап диагностики
2. Этап коррекционно-развивающей работы
3. Этап социализации
Диагностика проводиться два раза в год с фиксацией промежуточных результатов. Сводные данные фиксируются в общую таблицу. По результатам диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который обсуждается и утверждается на консилиуме ( в который входят узкие специалисты: клинический психолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный педагог, педагог по изобразительному искусству, методист, заместитель заведующей). Корректировка индивидуального образовательного маршрута проводится по итогам второй диагностики, а так же с учетом индивидуальных особенностей ребенка в процессе коррекционного развития.
Коррекционно-развивающая работа проводиться по разработанным программа с индивидуальной направленностью на особенности ребенка. В рабочей программе прописаны основные характеристики детей с ОВЗ, а так же особенности построения образовательного процесса, комплексно-тематического плана, основные методы, режим группы.
Коррекционно-развивающая работа направленна на:
1. Двигательную активность ребенка
2. Развитие моторики
3. Развитие ВПФ и речевой сферы
4. Развитие первичных социальных навыков
Процесс социализации подразделяется на несколько подэтапов:
1. Работа в микрогруппе, где находятся только дети с ОВЗ. Численность которой составляет 3 – 4 ребенка.
2. Работа в микрогруппе с включением одного или нескольких детей из общеобразовательной группы в качестве помощников.
3. Работа в макрогруппе, которая предполагает включение детей с ОВЗ в общеобразовательную группу.
Процесс социализации проходит в игровой форме, в том числе с участием инструктора по физической культуре в спортивном зале, либо на прогулке. Совместная игровая деятельность детей с ОВЗ, с детьми с общеразвивающей группы способствует не только активной социализации детей с ОВЗ, но и развитию толерантности со стороны детей с нормой в развитии. Ощущая поддержку и заботу от окружающих сверстников, дети с ОВЗ раскрываются. Заметно снижается уровень тревожности, динамика развития значительно улучшается.
Так же стоит отметить, что в любой работе человек сталкивается с определенными трудностями и проблемами. И в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы столкнулись со следующими проблемами :
1. Со стремительным обсуждением инклюзивного образования, родители не всегда понимают, что включения ребенка в среду здоровых детей должно быть постепенным и поэтапным. Что их стремление отдать маленького и беззащитного ребенка сразу в общеобразовательную группу детского сада на полный день, запускает иногда почти неостановимый процесс дезадоптации.
2. Из – за сниженного иммунитета дети с ОВЗ часто болеют, уровень посещаемости у них низкий. В связи с этим приходится несколько раз возвращаться на первоначальные коррекционные этапы.
3. Так же нас коснулась проблема, отсутствия сопровождающего помощника (тьютора) в процессе обучения (для некоторых детей это является обязательным условием).
Вот такой хоть и ещё маленький, но уже весомый опыт мы получили за уходящий учебный год. И подводя итоги, заглядывая в будущее, мы уже имеем полное представления по какой схеме нужно работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На что нужно обратить внимания при приеме детей и как правильно составлять беседу с родителями.
Педагог – психолог МАДОУ 59 Шагаева А. С