Елена Колобова
Социально неуравновешенные дети: их проблемы и возможности решения
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Социально неуравновешенные дети :
их проблемы и возможности решения
Воспитатель: Е. С. Колобова
2015г.
Социально неуравновешенные дети — это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, внешним миром.
Публикация «Социально неуравновешенные дети: их проблемы и возможности решения» размещена в разделах
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается, как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т. е. гипоактивность.
И то и другое — гиперактивность и гипоактивность — формы, часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Разделение на гипоактивные и гиперактивные формы поведения социально неуверенных детей носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность, но, с методической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделить в самостоятельный вид проявления социальной неуверенность
Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремиться самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно умные родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально — компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Для нормального развития, каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому — либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах — беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е то, что мы называем социальной неуверенностью.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе — положительную Я — концепцию, которая определяется тремя факторами:
- чувством собственной значимости;
- уверенностью в способности к какому — либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;
- убежденностью в импонировании другим людям.
Все эти факторы имеют социальный характер.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную оценку дети склонны, чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением.
СЕМЬ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНО НЕУВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1. Мотивами социально неуверенного поведения являют социальные страхи, возникающие при неадекватной социализации, которая формирует дефицит социальных навыков.
2. Социально неуверенное поведение на основе социального страха связано с повышенным вниманием к себе (центрацией на себя, заниженной самооценкой, ожиданием неудач, не успешностью, повышенной зависимостью от оценки социума.
3. Продолжительно функционирующий, воспроизводящий и поддерживающий сам себя порочный круг социальный страх — социально неуверенное поведение постепенно становиться для ребенка установкой, т. е. выстраивается в структуру личности.
4. Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора. При дефиците социальных навыков этот цензор, оценивая опасность получения негативного мнения от социума при прогнозировании социального взаимодействия, блокирует многое, часто необходимые для здоровья ребенка действия.
5. Блокада действия при дефиците социальных навыков приводит к реакции беспомощности в форме социально - неуверенного поведения: пассивности, аутичность, безынициативности, отчуждения, неприятия, и т. д.
6. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при взаимодействии (мысленном или реальном) с социумом. Внутреннее или внешнее «око социума» подталкивает ребенка к социально неуверенному поведению.
7. Индикаторами социально неуверенного поведения являются большое число вербальных и невербальных поведенческих стереотипов, структура социальных контактов и деятельность ребенка вне этих контактов.
СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ПУТЬ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.
Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.
Социально компетентное поведение различается по трем уровням: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций, способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.
Компоненты социально компетентного поведения:
- умение сказать «нет»
- умение выражать желания и требования
- владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
- выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социальо компетентное поведение характеризуют следующие факторы:
1. Умение проявить волю, принять собственное решение
2. Выбор рационального обоснованного поведения, (умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение, контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, переформировать их в продуктивную форму поведения.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Развивать стратегию ее устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Социальная неуверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ само утверждающего поведения, творческого самовыражения.
Задача педагога — помочь детям приобрести опыт социального уверенного поведения и развивать в процессе общения их социальные способности.
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.