Ольга Крашенинникова
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Если ребенок не слушается»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Солнышко»
Конспект семинара-практикума для воспитателей
«Если ребенок не слушается»
Провела:
Педагог-психолог
Крашенинникова О. Е.
Цель: развитие компетентности педагогов в вопросах поддержания дисциплины.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с основными причинами непослушания детей, способами конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания;
Публикация «Конспект семинара-практикума для воспитателей „Если ребенок не слушается“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Развить умение реагировать на конкретные ситуации, подбирать наиболее эффективные методы регулирования поведения ребенка;
3. Формировать умение видеть положительные качества детей.
Ход занятия
У всех нас часто возникает вопрос, «что делать, если ребенок не слушается?». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить причины непослушания ребенка.
Давай те попробуем с Вами вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания. Поэтапно опишите свои эмоции и действия. А теперь постарайтесь определить главное, какое у Вас преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение или другое чувство). Существует гипотеза, по которой можно определить причину непослушания ребенка, для этого нужно определить чувство, которое Вы испытывали при непослушании ребенка.
Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание.
Чтобы разрешить данную проблему нужно уделять ребенку достаточное количество внимания, находить для него интересные занятия, которые бы увлекали его. Родителям необходимо завести правило выделять некоторое время, пусть не очень продолжительное, исключительно для общения с ребенком.
У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор.
Чтобы решить эту проблему, необходимо проанализировать свое поведение и отношение к ребенку и дать ему больше свободы и прав.
Если чувство - обида, то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
Чтобы устранить данную проблему, необходимо выяснить, за что именно ребенок держит на вас злость, и постараться исправить ситуацию.
Если Вы попадаете во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка.
Для решения данной проблемы необходимо помочь ребенку повысить у него самооценку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа над педагогическими ситуациями: прочитайте ситуацию, выявите причину непослушания ребенка, постройте алгоритм действий.
СИТУАЦИЯ № 1
Воспитатель просит ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, т. к. на этом же столе будет подан ужин. Ребенок продолжает заниматься своим делами. Воспитатель повторяет просьбу, ребенок говорит "сейчас" или "да" и продолжает увлеченно раскрашивать. Почему он игнорирует просьбу воспитателя, не обращает на нее внимание?
СИТУАЦИЯ № 2
Ребёнок за завтраком вылил компот на стол. Воспитатель, сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом ребенок повторяет эксперимент. Но у воспитателя хорошее настроение, она не наказывает ребенка. За ужином – та же ситуация, но воспитатель выходит из себя, выводит ребенка из-за стола и наказывает его.
СИТУАЦИЯ № 3
Воспитатель гуляет с детьми на участке. Ребенок играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в другого ребенка. «Не делай этого. Нельзя!» - говорит воспитатель. Ребенок смеётся и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос воспитатель. Ребенок повторяет еще раз. Воспитатель выводит ребенка из песочницы и сажает на лавку.
СИТУАЦИЯ № 4
Однажды к воспитателю обратилась за советом мать двоих детей (мальчики – 3,5 и 4,5 года) : «Что мне делать? Если дети совершают один и тот же проступок, я их наказываю – запрещаю смотреть любимые мультики. Но при этом один переносит это спокойно и с пониманием вины, быстро отвлекается, находит другое занятие, а другой начинает плакать, кричать, требовать и не успокаивается иногда несколько часов подряд».
Нарисовать портрет послушного ребенка : какими качествами должен обладать послушный ребенок.
Работа с памятками: каждому участнику тренинга раздается памятка.
Памятка «Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания»
- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.
- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом".
- Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.
- Самая трудная ситуация у отчаявшегося воспитателя и родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов.
Памятка : «Каким надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание».
Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у воспитателей и родителей;
Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегайте занудства, быть предельно краткими;
Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется;
Не торопиться с наказаниями;
Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно и это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать похвалу.