Приложение МААМ

Доклад в рамках методического семинара-конкурса «Воспитатель года — 2016»

Нина Григорьевна Шевелева
Доклад в рамках методического семинара-конкурса «Воспитатель года — 2016»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Автор – Шевелева Н. Г. ,

воспиатель МКДОУ

детский сад «Василек»

с. Васильевка Белогорского р-на

Республики Крым

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту

любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

Публикация «Доклад в рамках методического семинара-конкурса „Воспитатель года — 2016“» размещена в разделах

дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к

своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем

ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры. подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

И все-таки что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания : это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Следует выделить компоненты патриотического воспитания :

1. Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).

2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).

3. Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).

Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания :

1 компонент включает в себя:

• культуру народа, его традиции, народное творчество;

• природу родного края и страны, деятельность человека в природе;

• историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;

• символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).

2 компонент включает в себя:

• любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• интерес к жизни родного города и страны;

• гордость за достижения своей страны;

• уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

• восхищение народным творчеством;

• любовь к родной природе, родному языку;

• уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3 компонент включает в себя:

• труд;

• игру;

• продуктивную деятельность;

• музыкальную деятельность;

• познавательную деятельность

По результатам проведенного в нашем ДОУ мониторинга по теме «Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, Родины. Родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребёнка. В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине. В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно — образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т. д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие направления:

Экологическое: Знакомство ребенка с окружающей природой как с важным фактором в воспитании патриотизма. Формирование чувства Родины через умение видеть красоту родной природы. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Довести до сознания ребенка, что его родной город (село) славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству народов, проживающих в Крыму,. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Публикации по теме:

«Воспитатель года-2016». Видеоотчёт открытого занятия С 25 января по 19 февраля 2016 года, в целях оказания поддержки и поощрения талантливых педагогов, повышения социального статуса работников.

Самопрезентация на конкурс «Воспитатель года-2016» Пояснительная записка к презентации (Чирко Е. В., МБДОУ «Детский сад «Солнышко» 2015г.) (СЛАЙД 1) Тема: «Использование проектной деятельности.

Финал конкурса «Воспитатель года-2016» (видеоотчет) г. Калининград В финал вышли только 10 участников. Он совтоял из двух туров: мастер класс (тему и форму участники выбирали сами, регламент.

Фотоотчет о проведении конкурса «Символ 2016 года»Фотоотчет о проведении конкурса «Символ 2016 года» Фотоотчет о проведении конкурса «Символ года 2016» Новогодних праздников с нетерпением ждут все, особенно дети, и готовятся к ним заранее.

Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2016»Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2016» В декабре 2015 года я принимала участие в конкурсе "Воспитатель года-2016" на уровне муниципального образования. Конкурс состоял из двух.

Представление педагога на конкурс «Педагог года-2016» в номинации «Воспитатель года» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Тобольска выдвигает Иванову Галину Ивановну, воспитателя.

Интернет-портфолио воспитателя Интернет — портфолио воспитателя. Я, Васильева Ирина Николаевна, являясь участником муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель.

Видеофильм к районному конкурсу «Воспитатель года-2016» В этом году решила участвовать в конкурсе профессионального мастерства "Воспитатель года - 2016". В приоритете своей деятельности выделяю.

Видеоотчет «Воспитатель года-2016» Самая главная награда для меня, как воспитателя-это любовь и признание воспитанников, их родителей и моих коллег. Моя задача - заботиться.

«Куклы-обереги». Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках конкурса «Воспитатель года»«Куклы-обереги». Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках конкурса «Воспитатель года» Уважаемы коллеги. Вашему вниманию хотела продемонстрировать фрагмент Родительского собрания на тему "Куклы из бабушкиного сундучка" Хотела.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад в рамках методического семинара-конкурса «Воспитатель года — 2016»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 09:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад в рамках методического семинара-конкурса «Воспитатель года — 2016»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Григорьевна Шевелева (УИ 383902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД