фадеева татьяна леонидовна
Семейный театр как форма взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…3
2. Актуальность, цели, задачи….3
3. Организация работы семейного театра…. 4
4. Этапы, методы и приемы….5
5. Результат…. 6
6. Приложение…. 7
7. Список литературы…15
Семейный театр – как форма взаимодействия с семьей.
«Театр – это средство общения людей для понимания сокровенных чувств»
К. С. Станиславский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Семейный театр как форма взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Потенциальные возможности семьи, ее ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме, важным условием изменения сложившейся ситуации (преодоление педагогической пассивности родителей) является развитие взаимодействия ДОУ и семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих интересов и деятельности с целью развития гармоничного и здорового ребенка. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя, им необходимо вовлечь в совместную деятельность. Совместная деятельность может быть организованна в разнообразных формах (традиционных и нетрадиционных).
Семейный театр – как форма взаимодействия
Меня привлекла одна из новых форм работы с семьей – создание семейного театра. Это творческое объединение семьи и педагога. Семейный театр способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большое воспитательное и образовательное значение. Театр занимает особое место в организации семейного досуга, благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний. Укрепляет детско-взрослые отношения. Театр дает ребенку возможность подарить мир прекрасного, обогатить его жизнь впечатлениями, а себе при этом вернуть немного детства.
Актуальность, цели, задачи
Актуальность. Театральное искусство близко и понятно как детям так и взрослым, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – это одно из ярких эмоциональных средств формирующих художественный вкус детей.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения, а это требует, в свою очередь, творческой активности, умения держать себя в обществе.
Цель. Развитие взаимодействия детского сада и семьи и открытие новых возможностей для совместного творчества.
Задачи.
- Привлекать родителей к активному посильному участию в деятельности ДОУ (к деятельности семейного театра).
- направить театральную деятельность на целостное воздействие по формированию всесторонне развитой личности ребенка (его раскрепощение, развитие ведущих психических процессов, развитие художественных способностей, творческий потенциал, формирование познавательной деятельности).
Организация работы семейного театра
В основном большее внимание было уделено театру – драматизации. Здесь создается образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) производятся собственные действия и исполняются роли. Много использовались такие виды театра как игры – имитации образов животных, ролевые диалоги (на начальном этапе) и инсценировки, постановки спектаклей (как результат работы).
В организации семейного театра задействованы все участники педагогического процесса:
- ПЕДАГОГ (Я) является инициатором, проводит начальный этап и далее координирует всю деятельность (оформление родительского уголка по теме «Театр для детей», на родительских собраниях знакомлю с важностью, актуальностью создания этого вида совместной деятельности, знакомлюсь с индивидуальными возможностями каждого родителя, совместно со специалистами ДОУ – психологом, логопедом, музыкальным работником подбираем материал для театрализации, создаю творческую группу с учетом и пожеланиями родителей).
- РОДИТЕЛИ (знакомятся с предстоящей деятельностью, участвуют в редактировании постановочного материала, в подборе и создании костюмов, декораций, организации репетиций).
- ДЕТИ (по мере возможности участвуют в художественной подготовке к театральному событию – декорации, элементы костюмов, атрибуты, бутафория – непосредственные участники всего процесса).
Этапы работы, методы и приемы
При организации семейного театра учитывала опыт работы Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С. «Семейный театр в детском саду». Работа осуществлялась по следующим этапам:
I. Организационно – исследовательский (начальный)
Организация родительских собраний в нетрадиционных формах, где выявлялись возможности семьи, их актерские и художественное мастерство, обсуждение программы совместной деятельности, планирование театральных постановок.
II. Поддерживающе -развивающий (творческий)
На этом этапе оказывала поддержку семьям в развитии творческих способностей, коммуникативных навыков. Основная форма работы - творческая мастерская, где родители и дети могли подбирать и создавать оформление, необходимое для постановок (декорации, костюмы, атрибуты, афиши, билеты и т. п.). Проводила театральные этюды, игры – тренинги для формирования навыков актерского мастерства: «Подарок», «Потерялся мальчик», «Радость и грусть», «Кто как ходит» и т. д. - по материалам: Л. Б. Беряевой «Театр игры в коррекционной – развивающей работе с дошкольниками», Алябевой «Ширма превращений», «Маятник», Ниточка», «Тень», «Зеркало», по материалам М. Кинник «Актерский тренинг».
III. Конструктивный (результат)
На этом этапе шла непосредственно подготовка (репетиции) и показ сказок: «Репка», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Теремок».
Родители настолько прониклись идеей совместного театра, что приняли активное участие в создании развивающей среды, которая способствовала развитию театральной деятельности детей и взрослых (пальчиковый театр, варианты настольного театра, плоскостной театр, фланелеграф, кукольный театр, куклы из нитей).
Первым шагом был показ сказки для ребят другой группы «Теремок» (пальчиковый, нам эта идея показалась интересной, и потом ребята выступили со сказкой «Гуси-лебеди» перед родителями, это дало положительный результат т. к., далее родители
с удовольствием показали детям сказки «Репка» и «Рукавичка», следующий этап – это создание совместной сказки.
Результат
Внедрение данной формы позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть положительных результатов для всех участников совместной деятельности:
- детей (развитие выразительности речи, коммуникативных способностей, памяти, воображения, мышления, художественного вкуса, культуры, эмоции). Дети стали более открыты, раскрепощены, активно демонстрировали новые знания в организованной деятельности в повседневной жизни.
- родителей (сближение в ходе этой деятельности со своими детьми, с педагогами, организация содержательного досуга в форме семейного театра, проявление активного участия в жизни ДОУ).
- педагога (установление партнерских отношений с семьями).
В результате можно отметить положительные направления во взаимодействии ДОУ и семьи :
1. Создана единая воспитывающая среда важная для ребенка и родителей.
2. Родители не оторваны от детского сада, с большим удовольствием посещают все мероприятия.
3. Родители принимают рекомендации специалистов и что ценнее всего стараются притворять их в жизнь. Таким образом,
4. работа педагога с родителями в условиях группы носит ярко выраженный характер сотрудничества.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал для оформления родительского уголка
Театрализованные игры для дошкольников
Своеобразие театрализованных игр :
- строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяются текстом этого произведения;
- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими она поданы в произведении со всеми характерными особенностями;
- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;
- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики, инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;
- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.
Педагогическая ценность театрализованных игр :
- формируют у детей чувство партнерства;
- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;
- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
- способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;
- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;
- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;
- способствует более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.
Виды театрализованных игр дошкольников :
1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
А) настольный театр игрушек
Б) настольный театр рисунков
2. Стендовые театрализованные игры :
А) стенд-книжка
Б) фланелеграф
В) теневой театр
3. Игры-драматизации, включающие:
А) пальчиковый театр
Б) театр би-ба-бо
В) кукольный театр
Г) игра-драматизация с шапочками на голове
Д) импровизация
Подготовка к театрализованной игре.
Осуществляется в три этапа:
I – освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
II – этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
III – сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Игры-тренинги
Упражнение «Маятник»
Присесть – подпрыгнуть
Шагнуть, отбежать влево – шагнуть, отбежать вправо.
Упражнение «Ниточка»
Между ведущим и играющими «натянута» невидимая ниточка. Когда ведущий отходит назад – игрока тянутся за ним; вперед – отходят назад; ведущий вправо – все вправо и т. д.
Цель: развитие сценической веры, навыков движения на сцене, работа в паре и в группе.
Упражнение «Тень»
Один идет позади и повторяет все движения первого
Упражнение «Зеркало»
Партнеры копируют движения друг друга.
Цель: развитие сценической свободы импровизации; развитие воображения, умения точно подавать материал.
Упражнение «Передай!»
Начиная от ведущего, каждый по кругу передает «что-то». Важно выразительно выполнять сопровождающие движения, чтобы играющие поняли что за предмет передают.
Цель: развитие сценических действий выразительности пластики и эмоций развитие навыков актерско-исполнительской деятельности, развитие фантазии.
«Ширма превращений»
Ширма меняет все, что попадает за нее (на входе, на что-то полностью противоположное (на выходе).
Например, за ширму важно зашел кот, а выбежал маленький пищащий мышонок.
Цель: та же.
Сказка «Репка»
Ведущий: Вы хотели бы сегодня
В сказку «Репка» заглянуть?
Да!
Тогда смелее в путь!
Посадил Дед эту Репку.
(Появляется Репка, садится на стул)
Но засела она крепко.
(Входит Дед, пробует тянуть Репку)
Дед за Репку тянет-тянет
Пот струей со лба бежит:
Репка вдруг и говорит.
Репка: Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Быстрый очень ты какой.
Вот тебе наказ такой:
Ты устал и отдохни
И конвертик разверни.
(Подаёт конверт с заданием)
Дед: Вот так диво! Просто диво!
Чтобы Репка говорила!
И конверты раздавала.
Репка: Это лишь всего начало!
Дед: Что ж давай его сюда.
(Открывает конверт, читает задание)
Это вам не ерунда!
Трудно, правда, для меня.
Помогите мне, друзья!
(Дети вместе решают задание с Дедом)
Дед: Вот решили! Ну, за дело!
(Пробует тянуть Репку опять)
Что-то репка крепко села!
Позову-ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Бабка, Бабка – помоги,
Репку вытащить беги.
(Появляется Бабка. Обходит Репку, рассматривает)
Бабка: Звал ли ты меня, дружок?
Вот так Репка! Ну, видок! Дед: Непростая это Репка
И засела она крепко. Бабка: Ну тужи, я помогу
Репку вытащить смогу. Репка: Ты, Бабуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто.
Рядом с Дедом ты садись.
За задание борись.
(Репка дает второй конверт с заданием Бабке. Бабка открывает конверт).
Ведущий: Время, друг мой, не тяни,
Бабке с Дедом помоги.
(Дети выполняют задания. После чего Дед с Бабкой опять пытаются тянуть Репку).
Бабка: Ах! Устала, не могу.
Лучше внучку позову.
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!
(Входит внучка. Рассматривает Репку и пробует её тянуть).
Репка: Внучка, Внучка, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Бабушкой садись,
За задание борись.
(Репка подаёт Внучке конверт с заданием. Внучка открывает конверт)
Ведущий: Здесь задание. И что же?
Внучке мы поможем тоже.
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).
Внучка: Ох! Устала. Не могу.
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Вбегает Жучка)
Репка: Жучка, Жучка, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Девочкой садись, За задание берись.
(Репка подаёт Жучке конверт с заданием. Жучка открывает конверт)
Ведущий: Время даром не тяните,
Жучке тоже помогите.
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).
Жучка: Я устала. Не могу.
Лучше кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Входит Мурка)
Репка: Мурка, Мурка, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.
(Репка подаёт Кошке конверт с заданием. Кошка открывает конверт)
Ведущий: Соберёмся мы в кружок
И поможем им, дружок.
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).
Мурка: Я устала. Не могу.
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Входит Мышка)
Репка: Мышка, Мышка, не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Муркою садись,
За задание берись.
(Репка подаёт Мышке конверт с заданием. Мышка открывает конверт)
Ведущий: Время даром не теряй!
Всем героям помогай!
(Дети выполняют следующее задание).
Репка: Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело. Ведущий: Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт. Репка: Славно все вы потрудились! Дед: Все старались, не ленились.
Бабка: Всех мы вас благодарим. Все Герои (хором) : И СПАСИБО говорим!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М. : Просвещение, 1991г.
2. Н. В. Алексеевская «Домашний театр», М. : Лист, 2000.
3. Л. С. Вжодский «Воображение и творчество в детском возрасте», М. : Просвещение, 1991г.
4. Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду», М. : Синтез, 2008г.
5. В. И. Мирясова «Играем в театр», М. : Гном-пресс.
6. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день, развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, Академия, 1999г.
7. Т. И. Петрова, С. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду», М. : 2000г.
8. Д. М. Маханенко «Театр в детском саду», М. : 2003г.
9. И. П. Посашкова «Организация творческой деятельности», Волгоград, 2009г.
10. Л. Б. Беряева «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками», Спб, 2007г.
11. М. Киннис «Актерский тренинг», М. : АСТ Москва, 2008г.