Лариса Владимировна Королева
Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей.
▼ Скачать + Заказать документы
Просвещение родителей
Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей.
Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Публикация «Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей,» размещена в разделах
Основные задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5Воспитывать бережное отношение к книге.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И, как правило, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только осуществляется присмотр и уход за детьми, пока родители на работе.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот что необходимо для создания сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос : «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Методы и приёмы (по мнению старшего воспитателя Центра развития ребёнка Ксении Жижиной) данного проекта заключены в следующем:
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Основная задача проекта: Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы– познавательно – речевое развитие воспитанников с превышением Федеральных государственных требований.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (январь 2016 –май 2016 г)
По целевой установке : практико-ориентировочный
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Реализация проекта предполагает:
-совместную деятельность родителей и детей;
-взаимодействия воспитателя с родителями;
-взаимодействие воспитателя с детьми;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.
Методическое обеспечение:
-демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
-тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
-биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
-конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
-сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
-детская художественная литература;
-детская познавательная литература.
Используемая литература:
В написании проекта были использованы материалы старшего воспитателя II квалификационной категория МБДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №8 "Солнышко" Ксении Жижиной.
1. Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение, 2003
2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
4. Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество». - М. : Просвещение, 2002 г.
5. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
8. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г