Эльвира Исаева
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
▼ Скачать
Тема самообразования учителя-логопеда ДОУ
Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. По определению Г. Сигериста «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде». Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Это вызвано рядом факторов:
o хронический психогенный стресс у родителей, закрепленный генетически;
o ухудшение экологической обстановки (некачественная еда, химические добавки в продукты питания);
o значительное ограничение двигательной активности (длительное пребывание перед телевизором, компьютерные игры);
o высокий процент курящего населения;
o факторы анамнеза;
o неблагоприятные социальные факторы.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции – физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
Большинство детей, поступающие в логопедические группы, наряду с основным диагнозом – ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушение характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.
По мнению физиологов дошкольный возраст относится к критическим периодам развития ребенка в связи с нарастанием силы и подвижности нервных процессов. На фоне формирования ВНД у детей происходит эмоциональное перенапряжение, поэтому педагоги сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроений, повышенная раздражительность, плаксивость. Эти особенности детей с нарушением речи существенно снижают продуктивность непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда. Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в логопедическую работу обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с данными детьми.
Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.
1. Повышение умственной и физической работоспособности.
2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.
3. Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.
4. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
5. Формирование орального праксиса.
6. Совершенствование общей и мелкой моторики.
7. Повышение резервов дыхательной системы.
8. Профилактика нарушений зрения.
9. Создание благоприятного эмоционального фона.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе:
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
• систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
• оптимальности (разумно сбалансированная психологическая нагрузка);
• последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
• совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателей, родителей).
Основная форма логопедической деятельности в дошкольном учреждении – занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребенка. Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, физкультминутки используются на логопедических занятиях наряду с такими нетрадиционными методиками как Су-Джок терапия, самомассаж.
Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы используем в разных частях занятий, включаем в режимные моменты. Разработан перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам в логопедической работе, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, комплексы дыхательных гимнастик, тематические физминутки, игры на развитие речевого дыхания, игры на координацию речи с движением, гимнастика для глаз, самомассаж.
Применение в логопедической работе здоровьесберегающих технологий способствуют пробуждения интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счет, понятия «правая-левая рука», содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.
Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Этапы работы по теме самообразования
• 1 этап (2017-2018 уч. год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;
• 2 этап (2018-2019 уч. год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, создание картотек;
• 3 этап (2019-2020 уч. год) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы с детьми с общим недоразвитием речи.